Нейроны человека заработали в мозгу мыши
Ученые сделали еще один шаг в изучении возможностей стволовых клеток для трансплантации. Команда под руководством Джейсона Уэйка (Jason Weick) из университета штата Висконсин, Мэдисон, США, вставила в мозг мыши нейроны, полученные из эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) человека. И убедилась, что человеческие нейроны работают в мышином мозгу.
Сначала биологи в чашке Петри получили из человеческих ЭСК нейроны. Клетки после определенной обработки стали дифференцироваться по нейрональному типу, отрастили отростки и установили связи друг с другом. Затем ученые смешали культуру человеческих нейронов с культурой мышиных нейронов. Предварительно они генетически «пометили» человеческие нейроны – вставили в них ген, который заставил их возбуждаться на свет. Оказавшись рядом с мышиными соседями, человеческие нейроны переняли у них «особенности поведения» и стали выдавать вспышки активности синхронно с ними. И наоборот – стимуляция светом человеческих нейронов возбуждала не только их, но и мышиные нейроны. Это доказывает тот факт, что нейроны разного происхождения установили друг с другом функциональные связи – объединились в единую нейронную сеть.
Результаты нужно было проверить на животных. Поэтому на следующем этапе исследователи вставили полученные из человеческих ЭСК нейроны в мозг мыши. Грызуны с подаренными от человека клетками чувствовали себя вполне хорошо. Но разобраться в том, что же происходило в их мозге, ученые смогли только после того, как извлекли мозг и нарезали тонкими срезами гиппокамп – подкорковую структуру, связанную с памятью и пространственной ориентацией. Методика позволяет сделать так, что клетки в срезах мозга остаются живыми и продолжают испускать электрические импульсы.
Нейроны в срезах гиппокампа вели себя так же, как в чашке Петри. Человеческие нейроны работали синхронно с мышиными, а стимуляция человеческих нейронов светом возбуждала не только их, но и мышиных соседей.
О том, как человеческие и мышиные нейроны объединились в одну сеть, ученые написали в журнале PNAS