Искусственное сердце нового типа этого человека спасти не смогло. Однако тот факт, что человек жил и был в сознании с винтовыми турбинами вместо сердца, дает надежду на дальнейшее развитие этой технологии.
Операция по трансплантации искусственного сердца нового типа была проведена в США этой весной, и лишь недавно опубликованы подробности самой операции и жизни пациента после нее.
Билли Кон (Billy Cohn) и Бад Фрейзер (Bud Frazier) из Техасского института сердца совместно с коллегами из других институтов много лет работают над созданием искусственного сердца нового поколения. Практикующий хирург Фрейзер продвигает концепцию непульсирующего насоса. Вместо имитации настоящего сердца, со сжимающимися камерами и сложными клапанами, он предлагает вставлять в грудь больного относительно простую, миниатюрную турбину, которая работает гораздо более плавно. Такие имплантаты уже существуют и применяются в клинической практике, но только в роли желудочковых вспомогательных устройств (т.н.VАD). Аппараты VAD не заменяют больное сердце, а только помогают ему в работе. Фрейзер же считает, что аппарат на основе равномерно крутящейся турбины способен заменить человеческое сердце полностью.
Сначала это устройство было проверено на животных. У телочки по кличке Абигейл ученые полностью удалили сердце и заменили на пару центробежных насосов. Телочка выжила.
«Если приложить к ее груди стетоскоп, вы не услышите биение сердца,- говорит Кон.- Если пальпировать ее артерии, вы не найдете никакого пульса. Если подключить ее к аппарату ЭКГ, он выдаст плоскую линию. Все это говорит о том, что теленок мертв. Но Абигейл энергична и весела».
В марте 2011 года Фрейзер и Кон провели аналогичную операцию на человеке. Они попытались спасти 55-летнего Крейга Льюиса (Craig Lewis), умиравшего от амилоидоза. При этом заболевании в органах и тканях накапливаются аномальные белки, выводящие органы из строя.
Недуг этот поразил и сердце Крейга, которое должно было отказать первым. Пересадка донорского органа тут не помогла бы. Амилоидоз -- тотальное нарушение обмена веществ, и донорское сердце вскоре было бы им поражено. На момент операции врачи давали Льюису не более 12 часов жизни. Так что у обреченного человека оставался только один шанс -- испытать на себе эту экспериментальную технологию.
Рассказывая об имплантации, сотрудники института пояснили, что в качестве основы для опытного сердца они использовали желудочковые вспомогательные устройства. В данном случае Фрейзер с коллегами взяли пару LVAD (L — означает «левый», эта турбинка производится как имплантат, ассистирующий левому желудочку сердца) и модернизировали их таким образом, чтобы, будучи соединенными вместе, они смогли бы заменить сердце Льюиса целиком.
Больное сердце пациента было удалено, артерии подсоединили к двум роторам. Уже через неделю после имплантации устройства Льюис смог сесть в постели и поговорить с членами семьи.
Сейчас уже тысячи людей носят в груди VAD с винтовыми турбинами внутри, но Кон с Фрейзером решились на имплантацию сразу двух таких механизмов, которые полностью заменили отказавший орган. «Я слушала то, что было на месте его сердца, и это был удивительный гул, -- рассказывает Линда, вдова Крейга. -- Пульса у мужа не было».
Через некоторое время Льюис почувствовал себя так хорошо, что смог уже садиться в кресло. К сожалению, вскоре у него отказали почки и печень, хотя искусственное сердце по-прежнему работало абсолютно исправно.
Крейг умер в апреле, продержавшись после операции по замене сердца парой турбин больше месяца. «Мы знаем, что если бы не мужество Крейга, хирурги не смогли бы получить уникальные данные. И если это поможет другому человеку с больным сердцем, то мой муж совершил подвиг», - сказала вдова Льюиса.