Москва
3 января ‘25
Пятница

Контролировать надо не школьников, а организаторов ЕГЭ

По мнению специалистов РГГУ, присутствие общественных наблюдателей при сдаче ЕГЭ пагубно скажется на психологическом состоянии школьников и не решит никаких проблем. Если уж вводить систему контроля, то для того, чтобы бороться с коррупцией. Что касается чиновников от образования, они просто не стали участвовать в дискуссии.

На Круглом столе, организованном информационным агентством «Росбалт», представители Российского государственного гуманитарного университета в присутствии журналистов высказали свою точку зрения на инициативу Рособрнадзора ввести обязательных общественных наблюдателей за процедурой проведения ЕГЭ. Но им не с кем было спорить: чиновники от Департамента образования Москвы и представители Российской академии образования просто не пришли на дискуссию.

Жанна Шопина, доцент факультета социальной психологии и педагогики Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ признается, что ей идея контроля в принципе не нравится. Что касается детей, то «ситуация наблюдения на экзамене на многих влияет пагубно, это дополнительный стресс». Но контролю подвергнутся не только дети, но и взрослые – учителя: «Присутствие надзирателя со стороны означает, что учителям не доверяют, и как им в таких условиях работать?» Ситуацию с ЕГЭ, по ее мнению, можно описать словами: «Мы сначала придумываем что-то, а потом думаем, как с этим бороться».

«Мы сталкиваемся с проблемами двух типов, -- говорит Олег Антропов, заместитель директора по учебно-методической работе Центра довузовского образования РГГУ. – Это низкий уровень подготовки абитуриентов и коррупция». Введение ЕГЭ не решило ни одну из этих проблем: подготовка абитуриентов стала хуже, а коррупция не исчезла.

Олег Антропов объяснил, что сейчас существуют две системы поступления абитуриентов в вузы: ЕГЭ и профильные олимпиады, которые проводят ведущие вузы страны. Причем уровень подготовки абитуриентов, прошедших по олимпиаде, намного выше. «Мы думаем над тем, как развивать олимпиадное движение, поскольку никакой другой альтернативы ЕГЭ пока не существует», -- сказал Антропов.

По мнению Жанны Шопиной, школьники спокойно относятся к ЕГЭ в его нынешнем виде. О том же они рассказали и корреспонденту Infox.ru. Страхи и страсти вокруг него раздувают взрослые и «перекладывают свои проблемы на плечи детей». В обстановке нагнетания страха невозможно получить хорошие результаты, «страх убивает все живое».

Плохо еще и то, что система ЕГЭ лишает талантливых детей возможности себя проявить (так же, как и талантливых учителей), нивелирует всех под стандарт. А 11-й класс школы превращает обучение в сплошное натаскивание на тесты.

«Но если уж существует система контроля, -- продолжает Жанна Шопина, -- то она должна быть направлена не на школьников, сдающих ЕГЭ, а на тех, кто имеет возможность продавать и подтасовывать его результаты». Она должна работать в интересах вузов, которые хотят, чтобы к ним приходили абитуриенты с желанием учиться, приходили осознанно. В нынешнем виде ЕГЭ очень сильно снизил уровень подготовки абитуриентов. «И если вузы заинтересованы в хороших студентах, они должны пытаться влиять на ЕГЭ и систему надзора», -- считает Шопина.

Нынынешняя же система надзора, отметил Олег Антропов, введена сверху, она не является потребностью общества.

Кстати, по результатам опроса на сайте Рособрнадзора, 70% респондентов вообще против ЕГЭ. Но чиновников от образования мнение общества, очевидно, не интересует.

Полная версия