Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Судить о вине дети еще не могут

Эксперимент показал, что дети реагируют на причинение вреда чисто эмоционально. Способность выносить моральные суждения развивается с возрастом. В том числе, решать -- виноват или не виноват.

Ответ человека на одну и ту же ситуацию, связанную с моральными нормами, меняется с возрастом, показали исследователи из Университета Чикаго. Реакцию мозга испытуемых при просмотре видеоматериалов специалисты оценивали разными методами: по поведению, по изображению в магнитно-резонансном томографе, по движению глаз и по расширению зрачка. В эксперименте принимали участие 127 человек в возрасте от 4 до 36 лет. Всем им демонстрировали видеоклипы, в которые были включены сцены причинения вреда человеку или предмету. В зависимости от возраста, клипы были детскими или взрослыми, но в тех и других соблюдалась одна закономерность. В половине ситуаций причинение вреда случалось по неосторожности (уронил вазу или случайно толкнул кого-то), а в других ситуациях человек наносил вред намеренно (вазу хлопнул об пол, противника ударил). Во время просмотра мозг испытуемых сканировали методом функциональной магнитно-резонансной томографии, движения глаз регистрировали методом видеотрекинга, а диаметр зрачка измеряли при помощи специального прибора.

Реакция мозга и глаз

Все испытуемые, вне зависимости от возраста, обращали больше внимания на эпизоды причинения вреда, чем на нейтральные эпизоды видеоклипов. Реакция зрачка отличала случайный вред от намеренного: при сценах намеренного вреда зрачок расширялся сильнее. В мозге всех испытуемых эта реакция сопровождалась усилением активности в миндалевидном теле и передней поясной коре.

Но у детей миндалевидное тело (область, наиболее связанная с эмоциями) активировалось сильнее, чем у взрослых. А у взрослых наблюдался более высокий ответ в двух областях префронтальной коры – области, позволяющей рационально оценить ситуацию.

Виноват или не виноват?

Испытуемых просили на словах оценить, насколько виноват «агрессор» и как его надо наказать за причиненный вред. И здесь снова проявилась разница между взрослыми и детьми. Дети склонны были в любом случае обвинять того, кто «сделал плохо», неважно, хотели ли он этого или вышло случайно. Но чем старше они были, тем больше понимали разницу между намеренным и случайным вредом. Взрослые требовали наказания лишь для умышленных «злодеев», а оплошности и неловкости чаще прощали.

Реакция мозга на морально окрашенную ситуацию состоит из двух компонентов: эмоционального и когнитивного, объясняют ученые. Вторая требует большей зрелости мозга. У взрослых людей миндалевидное тело, которое спонтанно реагирует на любое эмоциональное событие, находится под контролем коры. У них созрели нейронные проводящие пути, связывающие эти области мозга, и это помогает им выносить моральные суждения. У детей -- еще нет, поэтому их реакция на «зло» спонтанна, непроизвольна.

Результаты эксперимента ученые опубликовали в журнале Cerebral Cortex.

Полная версия