Москва
16 ноября ‘24
Суббота

Эйяфьядлайёкюдль напугал авиаторов не напрасно

Год спустя после прогремевшего на всю планету извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль ученые решили, стоило ли прекращать авиасообщение. Оказалось, что страдания пассажиров были оправданы.

Спустя целый год после могучего извержения вулкана в Исландии национальные авиаперевозчики и пассажиры отмененных рейсов могут успокоиться: их страдания и финансовые издержки были не напрасными. Вулкан с так полюбившимся российским читателям названием Эйяфьядлайёкюдль начал извергаться 20 марта 2010 года. Выбросы пепла продолжались до мая, все это время над значительной частью Европы вводилось ограничение авиаполетов. Решение об этом приняли европейские специалисты на основании подозрений, что частицы пепла могут попадать в турбины самолетов и выводить из строя двигатели. Серьезных научных доказательств этого предположения предоставлено не было, имелся лишь печальный опыт нескольких авиакомпаний, на самолетах которых ранее двигатели останавливались в облаке вулканического пепла.

Вулкан-разоритель

Как бы то ни было, в те дни сотни авиакомпаний несли многомиллионные убытки, а в европейских аэропортах пришлось ночевать не одному миллиону пассажиров. Вулкан вызвал самое продолжительное закрытие воздушного пространства над Европой со времен Второй мировой войны. По разным оценкам общий ущерб от запрета на полеты составил 1,5-2,5 млрд евро. Тогда же распространилось мнение, что запрет на полеты и огромные убытки были напрасными.

«Полеты разрешили, вулкан продолжает извергаться. Это значит, что всё это была ахинея. Это значит, что с бюрократическими механизмами, которые действуют в Евросоюзе, надо срочно разбираться. Потому что получается, что Европа, которая не померла от Советского Союза и от его танков, может помереть от вируса собственной бюрократии, может превратиться в Китай образца 1423 года», -- традиционно сгущала краски во время одного из радиоэфиров политический обозреватель Юлия Латынина.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, ученые из Университетов Копенгагена и Рейкьявика проанализировали состав вулканического пепла. Оказалось, что выброшенные на ранней стадии частицы пепла были особенно мелкими и острыми. Эти частицы вполне могли плавиться в турбинах самолетов и останавливать двигатели во время полета. «Выводов несколько. Главное – авиационные власти были абсолютно правы, закрывая воздушное пространство», -- пояснила автор исследования Сьюзан Стипп. Ученые анализировали частицы при помощи нескольких методик. Размеры и структуру частиц удалось раскрыть при помощи атомно-силового микроскопа, сканирующего электронного микроскопа и дифракции рентгеновских лучей.

Острая проблема

Пепел, выброшенный в раннюю фазу, напоминал мелкий порошок, а тот, что поднялся в воздух в последующие недели, был похож на крупинки песка. Взрывное происхождение пепла в начальную фазу извержения объясняет его структуру. «Растаявшая вода с ледника на вершине вулкана потекла в кратер, остудила магму, а затем давление из-под Земли вызвало взрыв. Поэтому частицы оказались мелкозернистыми и такими острыми по сравнению с обычным пеплом», -- пояснила Стипп BBC.

В двигателях современных реактивных самолетов температура достигает 2000 градусов Цельсия. По словам ученых, пепел вулкана Эйяфьядлайёкюдль мог начать плавиться уже при 800 градусах. Удары мелких, острых частиц по фюзеляжам самолетов можно сравнить с воздействием пескоструйной машины.

«После того, как это началось, просто нельзя было не запретить полеты авиации. Это было абсолютно правильное, безопасное решение», -- подчеркнул Стюарт Джон, эксперт по авиационной безопасности.

Полная версия