Насколько человек окажется рисковым или трусливым, можно узнать из ДНК-анализа. Потому что социальный страх и способность к риску зависят от гена серотонинового транспортера -- причем как у макак-резусов, так и у людей. Что дает возможность найти лекарство от трусости.
Жизнь в социуме полна стрессов и опасностей как для людей, так и для животных. Причем разные индивидуумы справляются с ними по-разному, кто лучше, кто хуже. Реакция на социальный стресс в большой степени зависит от генов, и в первую очередь – от генов серотониновой нейромедиаторной системы мозга.
Ученые Медицинского центра университета Дюка (Duke University Medical Center) в Дареме (Durham, Северная Каролина, США) изучали, как генетические особенности макак-резусов влияют на их поведение в ответ на социально значимые стимулы. Доцент нейробиологии Майкл Платт (Michael Platt) и его коллеги провели эксперименты на восьми взрослых самцах обезьян. Животные отличались между собой по гену серотонинового транспортера 5-HTTLPR. Этот ген кодирует белок, отвечающий за захват избыточного серотонина в синаптической щели. На гене имеется полиморфный участок, который может состоять из разного числа нуклеотидных повторов, иными словами, может быть длинным или коротким. Четыре из восьми макак обладали двумя длинными генами HTTLPR, а у остальных имелся один длинный и один короткий.
Кому страшно смотреть в глаза
С обезьянами провели три эксперимента. В первом макаки просто рассматривали картинки, которые появлялись перед ними на мониторе. Одновременно высвечивались четыре картинки. Среди них был просто серый квадрат, изображение морд самцов, знакомых макакам по совместному проживанию в группе, и изображение гениталий самок макак. Испытуемым показывали высокоранговых по социальной иерархии самцов (по 20 изображений трех самцов) и низкоранговых (тоже по 20 изображений трех других самцов). Пока макаки рассматривали картинки, ученые при помощи инфракрасной видеокамеры регистрировали движения их глаз и размер зрачка.
Оказалось, что макаки – носители короткого гена меньше, чем носители двух длинных генов рассматривали фотографии самцов. А когда делали это, то меньше смотрели им в глаза. Особенно они избегали смотреть в глаза высокоранговых самцов. Когда животные все же смотрели на морды самцов-доминантов, их зрачок расширялся – это выраженная реакция социального страха. У носителей двух длинных генов такой реакции не было. Как известно, прямой контакт глаз у многих животных, в частности у приматов, означает социальный вызов, угрозу.
Страх отбивает способность к риску
Во втором эксперименте ученые проверили, как изменится поведение обезьян, если показать им «страшные» картинки. Макакам экспериментально создали ситуацию риска. Собственно, риск был невелик: в одном («безопасном») варианте обезьяны получали определенное, всегда одно и то же количество сока, а в другом («рисковом») варианте могли получить очень много сока, но с вероятностью 50% могли получить очень мало. Выбор был за ними, а чтобы сделать выбор, им надо было всего лишь перевести взор с центральной точки монитора на одну из двух мишеней – так они обозначали, согласны ли получать стабильно среднее количество сока или готовы рискнуть. Перед выбором по условиям эксперимента макакам опять показывали «социальные» и нейтральные картинки.
После того как макаки смотрели на изображения высокоранговых самцов, их готовность к риску менялась совершенно по-разному. Носители двух длинных генов после просмотра начинали рисковать больше, а носителям короткого гена, наоборот, совершенно расхотелось рисковать даже количеством сока. Они стали предпочитать «стабильный доход».
В третьем эксперименте выяснилось, что носители двух длинных генов готовы даже пожертвовать соком, чтобы увидеть изображения доминантных самцов, которые, очевидно, их возбуждали. А носители короткого гена предпочитали сок.
Очевидно, что макаки – обладатели короткого гена HTTLPR испытывали больший страх от социальных взаимодействий, которые могли быть для них опасны. И этот страх влиял на их поведение. «Мы увидели, как состояние страха побуждает этих животных избегать риска, на который они идут в спокойном состоянии, -- объясняет Майкл Платт. -- Страх подавляет желание рисковать, а злость, наоборот, усиливает его».
А как у людей?
Среди европейцев 36% носителей двух длинных генов HTTLPR, 48% обладают одним длинным и одним коротким, а остальные – двумя короткими. Для азиатских популяций более характерен короткий вариант гена.
Исследования на людях также показали, что вариации гена HTTLPR связаны с определенными чертами личности и темпераментом человека. Носители короткого гена сильнее переживают стресс, более ранимы, более склонны к депрессии и алкоголизму. Ученые предполагают, что роль этого гена велика в нарушениях социальных взаимодействий и в развитии аутизма.
Но, рассуждают ученые, если короткий вариант гена все же распространен среди людей, так же как и среди макак-резусов, значит, он дает какие-то преимущества. С одной стороны, социальный страх может в каких-то ситуациях обернуться беспомощностью, неспособностью к конструктивным действиям, и это плохо. Но та же самая повышенная чувствительность к социальным сигналам может быть и полезна, так как позволяет избегать конфликтов. Даже в авторитарном обществе, в котором, например, живут павианы.
А так как оказалось, что по серотониновому гену макаки-резусы очень похожи на людей, их можно использовать для поиска средств коррекции эмоциональных и социальных нарушений.
Статья опубликована в журнале Plos ONE.