Нерпы размышляют о смысле среднего
Байкальские тюлени способны усвоить принцип выбора. Более того, они сумели обобщить опыт, перенеся его на новые объекты. О тонкостях работы с нерпами рассказали Infox.ru биологи из Москвы и Иркутска.
«Положение предметов -- четыре, шесть, восемь. Пятнадцатое предъявление…» В бассейн опускается рама с тремя шарами. Самец байкальской нерпы по имени Стич срывается с места, плывет к противоположному краю бассейна и толкает носом средний шар. Выбор правильный – Стич получает подкрепление – маленький кусочек омуля. Эксперимент проходит в Иркутском нерпинарии. С животным работает директор нерпинария Евгений Баранов со своей помощницей, а руководит исследованием ведущий научный сотрудник Юрий Стародубцев прямо из своего кабинета на кафедре высшей нервной деятельности биофака МГУ при помощи интернет-видеосвязи. И не надо ехать в Иркутск, чтобы узнать, смогут ли тюлени решить интеллектуальную задачу, с которой довольно легко справляются дельфины афалины.
«Сегодня уже достаточно хорошо изучены особенности инстинктов и обучения – двух важнейших составляющих поведения животных. Но для более полного представления о поведении необходимо знание третьей составляющей -- элементарной рассудочной деятельности, -- рассказывает Юрий Стародубцев корреспонденту Infox.ru. – Последнее, по определению Л.В.Крушинского, – это способность улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающего мира, и использовать их для решения задач в новой ситуации. Цель нашего эксперимента – проверить, способны ли тюлени к обобщению усвоенной информации. Под обобщением понимают переход от частного к общему, способность абстрагироваться от неких черт, которыми объекты различаются, и выделить общие черты объектов».
Правило среднего
Ученые исследуют, сможет ли тюлень усвоить принцип – выбирать средний предмет. Эксперимент, который занимает несколько месяцев, включает множество этапов. Сначала предъявляют на раме три одинаковых шара, причем положение шаров каждый раз меняется – их сдвигают по раме вправо или влево. Если тюлень прикасается к одному из крайних предметов, ему дают возможность исправиться и коснуться среднего (правильного) предмета. Кусочек рыбки он получает только за средний шар и в таких условиях учится его выбирать. Работа продолжается до тех пор, пока тюлень не достигнет критерия – 10 правильных (безошибочных выборов среднего предмета) подряд или 14 правильных выборов из 15.
После того, как правило – выбирать средний шар – усвоено, шары меняются на бутылки. А правило остается. Если тюлень выбирает среднюю бутылку, значит, он смог обобщить признак «средний» на новые предметы. За бутылками следуют трубы, затем плавающие диски. На следующем этапе, чтобы еще больше усложнить задачу, тюленю демонстрируют три разных предмета, но и среди разных надо выбрать средний. Потом экспериментаторы уменьшают и увеличивают расстояние между предметами, погружают их на разную глубину, в общем, всячески запутывают тюленя. Если он благополучно преодолевает эти трудности, ему предлагают уже не три, а пять предметов (пять цилиндров) и предлагают выбрать средний из пяти, а это, как всем понятно, не то же самое, что средний из трех. Самый трудный, по словам Юрия Стародубцева, последний этап – предъявление тюленю трех рыбок, получить из которых можно только среднюю, а похватать все подряд не получится – экспериментатор моментально уводит «неправильную» рыбку из-под носа.
Тюлени равняются на дельфинов
Все эти этапы уже благополучно прошла самка байкальской нерпы Дымка. По результатам эксперимента с ней можно сделать предварительный вывод, что тюлени способны к обобщению так же, как дельфины афалины, с которыми Юрий Стародубцев и его коллеги работали несколько лет назад. Другими учеными показано, что обобщением владеют человекообразные обезьяны и вороны.
Стич справляется с задачей не хуже, чем его подруга. Специально для корреспондента Infox.ru он выбрал средний предмет из набора «шар, бутылка, труба» с частотой, достоверно отличной от случайного выбора -- 11 случаев из 19. Накануне результат был выше – 9 из 12.
Стичу четыре года. Он, как и его предшественница Дымка, выступает в нерпинарии в демонстрационном представлении перед зрителями. Во время эксперимента Стич резво двигается в бассейне, не показывая никаких признаков усталости или того, что задача начинает ему надоедать. Стремясь к цели, тюлень то переворачивается на бок, то плывет кверху брюхом. «Он все время что-то придумывает, как бы проверяя: а что будет, если я так поплыву? А если так? Он вообще очень творческий», -- говорит директор Иркутского нерпинария Евгений Баранов.
До сих пор никто в мире не проводил подобных опытов по выявлению уровня интеллекта байкальского тюленя. К сожалению, сегодня ученые не имеют возможности работать с животными в Московском дельфинарии, так как последний снова под угрозой закрытия – собственник помещения Московский центр водного спорта отказывается продлевать аренду с ООО «Утришский дельфинарий». Так что выручает техника: «скайп» позволяет перенестись из Москвы в Иркутск для совместного проведения экспериментов.
За Стичем последует третий испытуемый. На этот раз биологи хотят испытать тюленя, который не имеет «артистического» опыта, почти ничему до сих пор не обучался и представляет собой «чистый лист» для объективной оценки его интеллекта.