Вирус не всегда приносит вред организму-хозяину: биологи открыли заразу, которая усиливает инфекционные свойства и без того вредного организма -- лейшмании.
Ученые из Университета Лозанны (University of Lausanne) в Швейцарии и Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе описали интересный феномен: вирус усиливает способность паразита поражать организм животного.
Жгутиковое простейшее лейшмания паразитирует в организме животных и человека, вызывая лейшманиоз. Это тяжелое заболевание с высокой температурой, повреждением печени, селезенки и мягких тканей (как правило, носа и рта). Возможен летальный исход. Лейшманиозом поражены около 12 миллионов людей во всем мире: в Азии, Африке, Центральной и Южной Америке. Болезнь передается через укусы москитов, со слюной которых лейшмания попадает в кровь.
Биологи провели исследования на мышах и хомяках, заражая их разными культурами лейшмании. Они отметили, что тяжесть заболевания грызунов при заражении теми или иными культурами сильно различается. Паразиты, вызывающие наиболее тяжелую форму лейшманиоза, оказались сами заражены: в их клетках находится РНК-вирус лейшмании (Leishmania RNA virus-1, или LRV1). Попадая в кровь животного или человека, лейшмании атакуют клетки-макрофаги и внутри них переходят в следующую стадию своего жизненного цикла. Когда в кровь попадает лейшмания с вирусом, он вызывает воспалительный ответ, и это воспаление помогает паразиту внедриться в макрофаг. Внутри макрофагов исследователи наблюдали вакуоли – пузырьки, в которых скапливались вирусные паразиты. Они выделили ключевой белок, обеспечивающий взаимодействие разных организмов.
«Многие виды лейшманий потеряли механизм РНК-интерференции (подавление работы генов при помощи малых молекул РНК), защищающий их от вирусов, -- объясняет Стефен Беверли (Stephen Beverley), руководитель исследования. – Поэтому они легко заражаются вирусами. Получается, что они от этого оказываются в выигрыше, поскольку паразит усиливает их инфекционные свойства. Это первый случай того, что вирус не ослабляет, а усиливает патогенность паразита».
Открытие поставило перед учеными вопрос, нельзя ли использовать антивирусную терапию для борьбы с лейшманией. Результаты исследования опубликованы в Science.