Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:17
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Грамотность мешает распознавать лица

Опубликовано
Текст:

Чтение базируется в тех же областях мозга, что и обработка зрительных образов и устная речь. Поэтому, чтобы поместилась новая функция, старым пришлось потесниться и, возможно, ухудшить работу.

Нейрофизиологи активно пытаются понять, изменился ли мозг с появлением способности к чтению. Некоторые отвечают на него положительно, однако далеко не все. Дело в том, что человек научился читать лишь около 5 тысяч лет назад. А это слишком маленький срок для того, чтобы в мозге сформировались специальные зоны для чтения и специальные нейронные пути. Значит, рассуждают специалисты, эту функцию могли взять на себя какие-то другие зоны мозга. Но какие -- непонятно.

В составе международной команды, которая пыталась ответить на этот вопрос, работали Станислас Деаэн (Stanislas Dehaene) и его коллеги из Национального института здоровья и медицины (Institut National de la Santé et de la Recherche Médicale) в городе Жиф-сюр-Ивет (Gif-sur-Yvette), Франция, а также из институтов в Бразилии, Португалии и Бельгии. Они использовали метод функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) для сканирования мозга людей, умеющих и не умеющих читать.

Какие зоны мозга видят, слышат и читают

Среди испытуемых – португальцев и бразильцев -- 10 человек были неграмотными, 22 научились чтению и письму во взрослом возрасте и 31 человек освоили грамоту в детстве. Ученые заставляли их выполнять различные упражнения и регистрировали, какие зоны мозга активизируются, когда человек проявляет активность. Так, в первом эксперименте люди слушали короткие предложения: простые упражнения на счет (вычесть два из пяти) и инструкции к действию (нажать левую кнопку). Затем те же предложения появлялись в виде письменных инструкций на мониторе. Во втором эксперименте зрительными стимулами служили изображения лиц, домов, орудий труда, слова и имитации слов, а для контроля – черно-белые движущиеся поля шахматной раскраски. На слух же надо было различать слова на португальском языке и псевдослова.

Анализ результатов показал, что и грамотные, и неграмотные люди реагировали на все слуховые стимулы одинаково. И у тех, и у других, помимо зон обработки слуховой информации, активизировались двигательная зона коры (если нужно было действовать) и зона, связанная со счетом (если нужно было считать). Зато на письменные предложения и инструкции мозг грамотных испытуемых реагировал намного сильнее. Причем, в большей степени активизировались области левого полушария, особенно левая вентральная (нижняя) затылочно-височная область коры. Эта зона расположена близко к первичной зрительной зоне (в затылочной коре) и к первичной слуховой (в височной коре). Показано, что она участвует в обработке зрительной информации. Кроме того, активизировалась так называемая зона Вернике (занимающая заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки) – один из центров речи, где происходит распознавание слов.

Интересно, что во втором эксперименте одни и те же изображения (лиц, домов и орудий труда) у грамотных испытуемых активизировали меньшую часть затылочно-височной коры, чем у неграмотных. То есть, неречевые стимулы задействовали у них меньшую зону обработки зрительной информации.

Чтение потеснило зрительные образы

Авторы работы полагают, что способность к чтению развилась на мозговой базе обработки зрительной информации и устной речи. Так как устная речь – более древний способ человеческой коммуникации, то для нее эволюционно сформировались специфические зоны и нервные пути. Эксперимент показал, что левая нижняя затылочно-височная область коры более других областей связана с умением читать. Причем, ее активация не зависела от того, когда человек освоил грамоту: в детстве или во взрослом возрасте. Но изначально эта зона связана с обработкой зрительной информации, и появление у нее новых функций привело к конкуренции со старыми функциями. Иными словами, чтение частично вытеснило из этой зоны обработку зрительных образов.

Возникает интригующие предположение, пишут авторы статьи в Science, не снижается ли у грамотных людей способность, например, распознавать лица. Эксперимент по проверке этого предположения стал следующим этапом работы. Однако ученые признаются, что не ожидают получить слишком больших различий.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама