Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Серотонин помогает от эгоизма

Экспериментально доказана роль серотонина в соблюдении моральных норм. Он не дает приносить вред другим и слишком сосредоточиваться на себе. Так что, увеличив уровень гормона, можно вылечить людей от агрессии.

Социальное поведение человека, в частности, решение моральных дилемм, в большой степени контролируется нейромедиатором серотонином – одним из основных передатчиков нервных импульсов в головном мозге. Ученые из Кембриджского и Гарвардского университетов экспериментально доказали, что серотонин влияет на моральные суждения – он усиливает неприятие насилия в отношении другого лица.

В эксперименте, проведенном Молли Крокетт (Molly J. Crockett) и ее коллегами, участвовали 13 здоровых и психически уравновешенных молодых людей. Им предлагали вынести моральное суждение в нескольких гипотетических сценариях, то есть, ответить на вопрос, связанный с моральной оценкой ситуации.

Можно ли пожертвовать одним ради многих?

Ситуация предусматривала принесение вреда одному человеку для того, чтобы получить пользу для многих других. Например, поставить одного человека перед поездом с опасностью быть сбитым, чтобы спасти от смерти пятерых других, и т.п. Испытуемый должен был определить, приемлемо ли для него пожертвовать жизнью одного человека, чтобы спасти пятерых.

Чтобы исследовать роль серотонина в вынесении моральных суждений, контрольные эксперименты чередовались с экспериментами на фоне введения веществ. Испытуемым вводили циталопрам – ингибитор обратного захвата серотонина. Это вещество препятствует связыванию избытка серотонина в синаптической щели после передачи нервного импульса и в результате увеличивает содержание свободного серотонина в мозге. Для контраста в некоторых экспериментах испытуемым вводили атомоксетин – ингибитор обратного захвата норадреналина, повышающий уровень норадреналина в мозге. Норадреналин и серотонин в отношении поведения человека действуют в противоположных направлениях.

Серонин делает людей более чуткими и терпимыми

Повышение уровня серотонина (при введении циталопрама) изменяло отношение испытуемых к возможности пожертвовать одним человеком ради многих. На фоне циталопрама в 27% случаев испытуемые принимали такую жертву, а в контроле – в 40% случаев (разница статистически достоверна). А вот повышение уровня норадреналина не сказалось на результате.

В другом тесте испытуемым предлагали участвовать в компьютерной игре, в разной степени справедливой (справедливость по отношению к участнику оценивалась в 45%, 30% и 20%). Участники определяли, принимают они такую игру или нет. Циталопрам, повышающий уровень серотонина, способствовал большему принятию игры с 30%-ным уровнем справедливости. Этот результат можно расценить как то, что серотонин способствует терпимости к некоему ущемлению своих интересов.

Результаты убедили ученых в том, что серотонин усиливает неприятие причинения вреда другому лицу, несмотря на очевидную пользу этого для остальных. Очевидно, серотонин повышает негативный эмоциональный ответ на страдания другого. Одновременно серотонин смягчает эмоциональный ответ на собственный ущерб.

Эксперименты хорошо соотносятся с клиническими наблюдениями за больными с повреждениями вентромедиальной префронтальной коры (vmPFC) с большой плотностью окончаний серотонинергических нейронов. Такие больные склонны спокойно допускать вред в отношении другого и очень строго блюсти собственные интересы. У них отсутствуют социально важные чувства вины и эмпатии. После принятия циталопрама они становится более чуткими к страданиям ближнего и легче относятся к некоторой несправедливости по отношению к себе.

Результаты, изложенные в статье в журнале PNAS, дают основания для применения лекарств, повышающих уровень серотонина, для коррекции агрессивного и асоциального поведения, отмечают авторы работы.

Полная версия