Археологи получили самые прямые доказательства того, что поминальные трапезы существовали еще до эпохи неолита. Ученые нашли объедки со стола, который накрывали примерно 12 тысяч лет назад.
Обычай отмечать знаменательные события в жизни (как радостные, так и печальные) за общей трапезой возник в глубокой древности. Как показали последние находки археологов – еще до культуры неолита. К такому выводу пришли Натали Манро (Natalie Munro) из Университета Коннектикута (University of Connecticut) и ее коллега Леора Гросман (Leore Grosman) из Еврейского университета (Hebrew University) в Иерусалиме. Они обнаружили остатки поминальной трапезы в пещере в районе западной Галилеи на территории Израиля.
Кости и панцири в могиле
В полу пещеры располагались два вырытых углубления. Одно из них, удлиненной формы, вымазанное глиной и обложенное плоскими камнями, служило могилой пожилой женщины. Другое – круглое, 50 см в диаметре, было заполнено костями дикого быка – тура (Bos primigenius). В яме находились рога, черепа, позвонки, кости конечностей, по меньшей мере, трех туров. Кости несли на себе следы разделки туши и, очевидно, остались от обильной трапезы.
Рис.1. Погребение в пещере Хилазон Тахтит ( фото Naftali Hilger)
Еще более интересно содержимое большей ямы, в которой помимо скелета женщины находился 71 панцирь средиземноморской черепахи (Testudo Graeca). Помимо верхних половинок панцирей сюда же насыпаны нижние панцирные щитки и кости черепашьих конечностей. Повреждения панцирей указывали на то, что их раскалывали, чтобы достать черепашье мясо, но довольно аккуратно, не повреждая верхнюю половинку. Некоторые панцири несли следы обжига, поэтому археологи решили, что этих черепах целиком зажарили на огне и только потом раскололи. Панцири черепах располагались прямо в могиле: вокруг скелета, под ним и на нем. Все свидетельствует о ритуальном характере захоронения.
Рис.2. Панцирь черепахи из захоронения (фото Natalie Munro).
Поминки укрепляли общество
Специалисты считают, что совершенное на этом месте погребение сопровождалось коллективной трапезой. Об этом, говорят они, можно судить по нескольким признакам. Во-первых, обилие еды: три быка – это более 300 кг мяса, да и в 71 черепахе мяса вдоволь. Так что в пире, по-видимому, участвовали несколько десятков приглашенных. Во-вторых, организация такого «стола» требует времени и усилий. Остатки туров встречаются в раскопках натуфийской культуры, но нечасто и никогда в таком количестве – их добыча связана с риском. Собрать такое количество черепах тоже непросто. В-третьих, трапеза имела ритуальное значение, о чем говорит место находки.
Коллективные пиры, в том числе при совместном поминании усопших, играли большую роль в сплочении общества, в укреплении родственных и неродственных связей. Во время таких мероприятий сглаживались конфликты, люди приходили к взаимопониманию. Ученые, конечно, предполагали, что такие традиции возникли еще до культуры неолита, но до сих пор доказательств не находили. Специалисты подчеркивают, что появление новых элементов социальной жизни стало предпосылкой к переходу от интенсивного использования растительных и животных ресурсов дикой природы к сельскому хозяйству. Именно так происходило в периоде натуфийской культуры, которая на Ближнем Востоке предшествовала неолиту.