Орангутаны научились торговать. Они впервые начали менять жетоны на бананы. Более того, обезъяны поняли, когда выгоднее не жадничать, а делиться.
Интересные способности орангутанов открылись шотландским биологам из Университета Сен-Эндрю (University of St Andrews). Во-первых, орангутаны могут научиться торговать. А во-вторых, они способны к кооперации, причем стремятся именно к взаимовыгодной кооперации. Такое поведение у приматов зарегистрировано впервые.
Самка орангутана Док и самец Бим жили в зоопарке Лейпцига и находились между собой в очень хороших отношениях. Исследователи предложили им несколько жетонов, которые представляли собой ценность, поскольку их можно было обменять на бананы. Стоимость жетонов различалась: за одни можно было получить бананы для себя, за другие – угостить бананами своего партнера, а третьи не обменивались на лакомство.
Обезьяны быстро усвоили товарно-денежные отношения и стали пользоваться жетонами по назначению. Самка Док особенно охотно тратила жетоны, чтобы угостить бананами Бима. Бим сначала не проявлял такого альтруизма и менял жетоны на бананы для себя. Но по мере того как Док проявляла щедрость, Бим тоже стал покупать бананы для своей подруги за соответствующие жетоны. А когда она стала угощать его меньше, так как нужные жетоны у нее подошли к концу, он ответил тем же.
«Такое впечатление, что обезьяны просчитывают ситуацию, прежде чем совершить действие, -- говорит руководитель исследования Валери Дюфо (Valerie Dufour). -- Они действуют по такой схеме: если ты не даешь мне достаточно, то и я тебе не дам, но если ты щедро меня угощаешь, то и я буду угощать тебя. В общем, классический пример отношений: ты мне – я тебе».
Взаимовыгодную кооперацию животные проявляют в разных ситуациях: простейший пример – чистка друг другу шерсти, чем часто занимаются обезьяны. Но, по словам ученых, они впервые наблюдали такую кооперацию, замешанную на товарно-денежных отношениях, когда животное вычисляет, как ему стоит поступить, исходя из поведения партнера.
«Не только люди решают, сколько дать, в зависимости от того, сколько они рассчитывают получить взамен. Оказывается, орангутаны тоже способны на это», -- говорит Валери Дюфо. Интересно, что у остальных человекообразных обезьян – шимпанзе, горилл и бонобо (карликовый шимпанзе) -- ученые такого поведения пока не видели.