Зрительное восприятие бессознательно меняется под действием запахов
Зрение считается основным органом чувств человека. Но ученые впервые экспериментально показали, что на восприятие зрительных стимулов могут влиять стимулы запаховые.
Профессор Чжоу Вэнь (Wen Zhou) из Института психологии (Institut of Psychology) Китайской академии наук в Пекине и ее коллеги из Китая и США построили эксперимент на известном явлении бинокулярной конкуренции. Если на сетчатку одного глаза проецировать одно изображение, а на сетчатку другого -- другое, в мозге они конкурируют. И человек попеременно видит то одно, то другое.
Исследователи наложили друг на друга изображения красной розы и двух зеленых фломастеров-маркеров и демонстрировали их испытуемым через красно-зеленые анаглифические очки, которые используют для просмотра стереоизображений. Красный пластик фильтрует только красное изображение, зеленый -- только зеленое, в результате человек разными глазами видит смещенные конкуры предметов, а в целом получается объемное изображение. В данном случае в правый и левый глаза поступали совершенно разные изображения, поэтому испытуемый видел то более отчетливую розу, то маркеры. Видимый им в данный момент объект надо было отмечать кнопкой.
Обман зрения при помощи носа
После того как 38 испытуемых прошли тренировку с очками, начали первый эксперимент, в котором участвовали 12 человек. Участники не только смотрели на предметы сквозь очки, но еще и ощущали запахи, которые достигали ноздрей по специальным проводящим трубочкам. Первый запах создавался 0,5-процентным раствором фенилэтилового спирта в пропиленгликоле, он имитировал аромат розы. Второй -- 0,25-процентный раствор бутанола в пропиленгликоле -- обозначал запах маркерных чернил.
Изображения предъявляли испытуемым на фоне то одного, то другого запаха. Оказалось, что розовый запах достоверно увеличивает время, в течение которого испытуемые видят розу, а запах бутанола достоверно повышает время, когда люди видят маркеры. То есть запаховые стимулы изменяли восприятие зрительных стимулов.
Это не игра воображения
Получив такой результат, ученые задумались, реальна ли обнаруженная ими связь или испытуемые догадались о цели эксперимента и невольно подыгрывают им. Второй эксперимент с другими 12 участниками проводили по той же схеме, за исключением того, что запахи взяли мнимые. В одном пузырьке с дистиллированной водой, как сказали испытуемым, содержался слабый запах розы, а в другом -- слабый запах маркерных чернил. Испытуемые поверили и даже стали говорить, что они ощущают эти запахи, но эксперимент доказал обратное. Воображаемый запах что одной, что другой воды не изменил времени, в течение которого люди видели розу и маркеры.
Еще одну проверку явлению устроили в третьем эксперименте с 14 испытуемыми. В этом случае на доминантный глаз подавали зрительный шум -- мелькание, а на другой глаз -- изображение предмета с постепенно усиливающейся контрастностью. Измеряли время, за которое испытуемый, несмотря на мелькание, опознавал розу или маркеры. В этом эксперименте достоверные различия получены только с запахом РЕА: он сокращал время распознавания розы, но не маркеров. Бутанол не оказал значимого влияния.
Другой объект -- тот же результат
Наконец, в дополнительном эксперименте на 24 испытуемых ученые поменяли одно изображение и один запах. В паре с розой они демонстрировали банан, а его запах обозначили, соответственно, веществом с банановым запахом -- изоамилацетатом. Соответствующий запах вызывал преимущественное видение либо розы, либо банана.
Ученые объясняют полученные результаты тем, что между зрительными и обонятельными зонами коры мозга имеется связь, поэтому запаховая информация взаимодействует со зрительной. Причем, как показали опыты, это происходит бессознательно.
Иными словами, глаз склонен видеть то, что нос ощущает, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
Вероятно, такое взаимодействие органов чувств пригодится разработчикам технологий виртуальной реальности. И уж по крайней мере его придется учитывать.