Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Зоологи разработали тест на лидерство

На одну и ту же ситуацию у разных людей отвечают разные гормоны. Зоологи смоделировали человеческие модели поведения на ближайших родственниках людей и фактически ощутили вкус лидерства.

Животные разных видов по-разному реагируют на одни и те же ситуации. Например, на конкуренцию. В большой степени, предполагают ученые, разница в поведении определяется физиологией. Зоологи решили проверить предположение на двух видах приматов, близких между собой и к тому же наиболее близких к человеку. Это шимпанзе (Pan troglodytes) и карликовый шимпанзе бонобо (Pan paniscus).

Команда американских исследователей Гарвардского университета (Harvard University) и Университета Дьюка (Duke University) под руководством Питера Эллисона (Peter T. Ellison) при участии специалистов из Республики Конго изучала, как менялись из-за конкуренции у шимпанзе и бонобо уровни стероидных гормонов. Как известно, гормоны -- регуляторы всех физиологических процессов в организме.

Шимпанзе и бонобо, которые внешне очень похожи между собой и отличаются только размерами, в сообществе ведут себя совершенно по-разному. В группе шимпанзе царит строгая самцовая иерархия, и самцы шимпанзе очень агрессивно отстаивают высокий ранг. В группе бонобо зачастую доминируют не самцы, а самки, иерархия более мягкая и отношения более терпимые. Бонобо более склонны к кооперации, чем шимпанзе. Как было показано в экспериментах и при наблюдении в природе, бонобо часто делятся пищей.

Задача на деление

Биологи работали с 24 бонобо и 33 шимпанзе, самцами и самками, в заказнике на территории Конго. Обезьян делили на пары, подбирая их по полу и возрасту, и ставили их в одни и те же условия пищевой конкуренции. Пара обезьян наблюдала за тем, как в соседней комнате экспериментатор оставлял немного вкусной пищи. Когда их запускали в комнату, происходило следующее: либо один участник завладевал львиной долей вкусностей, либо пища приблизительно поровну доставалась каждому. По результатам трех подходов в парах складывались четкие отношения: лидер-подчиненный или равноправные партнеры.

Опыт повторяли еще два дня. Животные в парах уже знали исход предыдущих попыток и могли предвидеть, кому достанется еда в следующем заходе. И пока они в очередной раз сидели в «комнате ожидания», у них брали на анализ слюну, чтобы определить уровень кортизола (гормона стресса) и тестостерона (мужского полового гормона). Результаты сравнивали с исходным уровнем гормонов каждой обезьяны, который измеряли перед началом эксперимента. Кроме того, для гормонального контроля животным на следующий день давали точно такую же еду в такой же комнате, только без конкурента.

Гормоны выявляют скрытые мотивы

Несмотря на социальные различия шимпанзе и бонобо, в исходе пищевой конкуренции различий не было. В парах как одного, так и другого вида примерно оба исхода оказались равновероятными. Зато уровень гормонов у обезьян менялся по-разному.

У самцов бонобо в период ожидания перед очередным заходом за пищей подскакивал уровень кортизола, если их соперник до того доминировал. Они предвидели очередной неправедный дележ и «переживали». Если же предстоял равный дележ, уровень кортизола перед процессом падал даже ниже фона.

У самцов шимпанзе уровень кортизола в той же ситуации не менялся. Зато у доминантного самца перед очередной дележкой в предвкушении большого куша подскакивал уровень тестостерона. А в равноправных парах гормон оставался на фоновом уровне.

У самок во всех случаях стероидные гормоны меньше реагировали на пищевую конкуренцию.

Поведение при конкуренции зависит от двух параметров, объясняют ученые. Первое -- это мотивация к достижению высокого социального статуса. А второе -- стратегия поведения при стрессе: активная (борьба) либо пассивная (избегание). В первом случае повышается тестостерон, во втором -- кортизол.

А конкуренция выявляет наши родственные связи

По-видимому, в эволюции два довольно близких вида разделились между собой по этому поведению. У бонобо отбор благоприятствовал низкой агрессии, а у шимпанзе -- наоборот.

Что касается нашего вида, то человеческий ответ на конкуренцию также складывался в ходе длительной эволюции. Ученые считают, и это подтверждается другими исследованиями, что у разных людей он разный. Те, кто высоко мотивирован на достижение высокого социального статуса, реагируют на конкуренцию как шимпанзе, и у них при этом повышается тестостерон. Те, для кого статус не столь важен, в условиях конкуренции испытывают стресс. Они реагируют как бонобо: у них растет уровень кортизола.

О том, кто из нас на какого шимпанзе больше похож, можно прочитать в свежем номере журнала PNAS.

Полная версия