Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Океанологи недосчитались российской популяции моржей

Океанологи просчитали все изменения в численности моржей, входящих в восточную популяцию. Правда, верная в остальном до мелочей модель дает один сбой: моржей должно быть явно больше, чем плавает у северных берегов России.

Оценить не только текущее, но и прошлое состояние биосферы -- интересная для ученых задача. Тем более что сделать это не очень-то просто. Ведь систематические научные наблюдения за природой, учеты численности живых организмов проводятся всего лишь последние 100-150 лет. А при попытке заглянуть дальше приходится опираться на другие источники данных.

И все же такие попытки делаются. Специалисты из Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН и Европейского университета в Санкт-Петербурге с использованием архивных данных и компьютерного моделирования провели ретроспективную оценку численности атлантического моржа с 1600 года до наших дней. Результаты работы Вадим Мокиевский, старший научный сотрудник Института океанологии, изложил в докладе на научном семинаре Научно-образовательного центра по океанологии, геологии и биологии МГУ.

Где живут моржи

Атлантические моржи населяют северную часть Атлантического и Северного Ледовитого океанов от Баффиновой земли на западе до Карского моря на востоке. Внутри этого ареала океанологи выделяют три популяции. Одна из них, восточная, включает моржей на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и окрестностях архипелага. По данным научных учетов (к сожалению, неполных) к началу ХХI века численность восточной популяции составляла около 3-5 тыс. особей.

Промысел моржа: кто, когда, где и сколько

На моржа люди охотятся несколько веков. Шкурой покрывали жилища, делали из нее одежду и обувь. Жиром топили и освещали, мясо ели. Из ребер моржа делали струги для обработки шкур. Ну и, конечно, использовались клыки, из которых вырезали особо прочные орудия -- тесла, кинжалы, а также произведения искусства.

Ученые полагают, что моржовый промысел появился у поморов -- русских поселенцев побережья Белого моря в первой половине XVI века. Вскоре моржовый клык стал стратегическим товаром, в России он служил аналогом слоновой кости. Поморы вели охоту на моржей в юго-восточной части Баренцева моря, в Печорском заливе, в районе Новой Земли и на Шпицбергене. Промысловая активность поморов на Шпицбергене подтверждается археологическими данными.

В Баренцевом море добычей моржей занимались английские моряки. Для них эта охота носила случайный характер, хотя одна история очень показательна. По описанию английского мореплавателя Стивена Бэрроу, в 1604 году английское судно наткнулось на две залежки моржей, около тысячи зверей каждая, на острове Медвежий в центре Баренцева моря. Моряки добыли полсотни животных. Вскоре к острову потянулись караваны промысловиков. Но с 1612 года Медвежий исчез из всех связанных с моржами документов. За это время (судя по отчетам) англичане добыли 1950 особей и, по-видимому, полностью уничтожили обе островные группы.

Исторические источники свидетельствуют, что основным местом моржового промысла поморов в XVII веке служила Новая Земля. Сведения о добытых животных на Новой Земле содержались в финансовых документах российского правительства. Проанализировав эти документы, ученые пришли к выводу, что в XVI-XVII веках за год поморы добывали от 150 до 500 животных. Изучение фрагментарных данных русских архивов XVIII века показало, что в этом веке промысловики добывали от 100 до 500 особей моржей за сезон. Правда, данные неполные: известно лишь, что помимо поморов промыслом моржа в это время занимались ненцы.

От изобилия к запрету

Данные с конца XVIII и до середины XIX века более полные. Они свидетельствуют о том, что русские добывали 500-600 моржей в год, иногда до 1000. Со второй половины XIX века моржовый промысел на русском севере сокращается, и с этого времени основными добытчиками становятся норвежские зверобои. В 1873 году открыта Земля Франца-Иосифа, которая с 1880 года становится основным районом промысла.

К 30-м годам XX века численность моржей и на Новой Земле, и в Карском море, и на Земле Франца-Иосифа катастрофически сократилась. Последнее большое стадо моржей, говорят исследователи, было истреблено в 1930-х в Карском море и открытой части Баренцева моря. С этого времени охота стала невыгодной и бессмысленной, и вскоре ее закрыли. С 1952 году промысел атлантического моржа запрещен на территории Советского Союза.

Подсчет численности зверей по модели

Ученые собрали сведения по добытым животным за все время промысла -- с XVI века по начало XX века -- и применили Фурье-анализ. Он позволил экстраполировать имеющиеся данные на те временные промежутки, по которым данных недостаточно.

Для оценки численности авторы использовали модель, в которую заложили два основных параметра: смертность от охоты и естественную скорость роста популяции. Смертность от охоты намного превышает число добытых животных, так как значительное их количество при этом теряется (особенно если моржа добывали на воде). Ученые предположили, что число погибших животных могло быть по крайней мере в два раза больше числа учтенных животных.

Они проверили модель для различных величин данных параметров на тех временных промежутках, по которым имеются данные по численности животных. И убедились, что она дает верную оценку.

Наконец, исследователи провели окончательную ретроспективу. В модель заложили конечную численность восточной популяции моржа, смертность от охоты в два раза выше, чем число добытых животных, и естественную скорость роста популяции в 7%.

История моржового упадка

Модель показала, что первоначальная численность восточной популяции атлантического моржа составляла порядка 20 тыс. С 1600 по 1830 год она несколько снизилась, хотя о точной форме кривой численности этого периода говорить сложно. Первое серьезное снижение численности моржа из-за перепромысла случилось в 1830-1840-х годах, что совпадает с ростом охоты норвежцев на Шпицбергене и распространением русских охотников на восток. Популяция, вероятно в 15 тыс. особей, начала быстро уменьшаться с момента открытия Земли Франца-Иосифа и началом интенсивной охоты на архипелаге. К 30-м годам XX века в восточной популяции насчитывалось всего около 1200 особей.

Итак, ретроспектива показала, что за несколько веков численность популяции атлантического моржа упала более чем в десять раз.

«Исчезновение моржа из этой части океана, -- говорит Вадим Мокиевский, -- можно сравнить с исчезновением бизона из прерии и крупных копытных из степей. Он играет аналогичную роль в морской экосистеме, и его отсутствие влечет экологические последствия того же масштаба, главным образом для бентоса -- донных беспозвоночных, которыми морж и питается».

Сегодня популяция моржа по сравнению с началом прошлого века увеличилась примерно втрое. Но специалисты считают, что без промысла численность животных должна расти более высокими темпами. Почему морж восстанавливается так медленно и кто ему мешает, пока непонятно.

Полная версия