Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Сны помогают мозгу учиться

Как спящий мозг перерабатывает полученную информацию, можно судить по сновидениям. Люди, которым снилась сложная задача, пробудившись, решали ее намного быстрее.

Роль сна в формировании памяти на предшествующие события и, следовательно, в обучении, демонстрировалась уже не раз. Теперь же американские ученые экспериментально установили, что показателем работы мозга во сне могут служить сновидения.

В эксперименте, который провели Роберт Стикголд (Robert Stickgold) и его команда из Гарвардского медицинского колледжа (Harvard Medical School) в Бостоне в сотрудничестве с Гарвардским университетом в Кембридже, участвовали 99 студентов колледжа. Им предложили виртуальную навигационную задачу – нужно было искать выход в компьютерном лабиринте четырех уровней сложности.

Испытуемых уложили спать

После 45-минутного освоения лабиринта студентов разделили на две группы. Одних занимали просмотром видео, а другим предложили поспать. Для этого их отвели в темную комнату, где они могли удобно устроиться. Студенты с удовольствием уснули.

Через пять часов испытуемым снова предложили побродить по лабиринту. Оказалось, что студенты, которым в перерыве дали поспать, стали проходить лабиринт быстрее, чем раньше, в среднем на 188 секунд, а те, кто не спал – всего лишь на 25,6 секунды. Но еще большая разница обнаружилась, когда испытуемых попросили рассказать, что занимало их мысли во время бодрствования и сна.

Лабиринт являлся им во сне

В отчете о своих сновидениях четверо из 50 испытуемых рассказали, что им снилось что-то, ассоциативно связанное с лабиринтом. Один из них во сне пытался решить задачу, а три попадали в некое похожее на лабиринт помещение. Интересно, что именно эти четыре сильнее всего улучшили время решения задачи: они стали проходить лабиринт быстрее на 330 секунд. Показатели спящих, но не видевших во сне лабиринт студентов улучшились в среднем только на 40 секунд.

Ученые отмечают и тот факт, что эти четверо медленнее, чем остальные, решали задачу при первом предъявлении. Очевидно, она оказалась для них труднее, чем для прочих. Вероятно, именно по этой причине их сновидения были ассоциативно связаны с лабиринтом. Те же испытуемые, кого мысли о лабиринте посещали во время бодрствования, по показателям решения задачи не отличались от тех, кто о нем вовсе не думал.

Авторы эксперимента считают, что они продемонстрировали: во сне происходит активация мозга, направленная на запоминание предшествующей информации. А показателем активации служат связанные с этой информацией сновидения. В результате мозг обучается решать изначально сложную для него задачу.

Кстати, еще в 80-х годах отечественные физиологи Ротенберг и Аршавский выдвинули теорию «поисковой активности» во время сна: спящий мозг пытается решить задачу, которую человек не может решить наяву. Правда, российские ученые отводили главную роль в этом процессе быстрому (или парадоксальному) сну, а авторы статьи в журнале Current Biology, наоборот, медленноволновому сну.

Полная версия