В связи с сегодняшними терактами в метро на вопросы корреспондента Infox.ru ответил заведующий кафедрой экстремальной психологии и психологической помощи факультета психологии МГУ Мадрудин Магомед-Эминов.
-- В чем особенность психологии террористов-смертников?
-- Нам их трудно понять, потому что для нас жизнь является абсолютной ценностью, а для этих людей такой же ценностью, потребностью становится смерть. Это объясняется тем, что у них определенными структурами формируется особая идентичность, особый менталитет. Наш мир для них является преходящим. А в потусторонней жизни, как они убеждены, их ждет лучший мир. И способом попасть в лучший мир, билетом туда становятся смерть и осуществление подобных злодеяний.
-- Обычный инстинкт самосохранения у них не работает?
-- Да, он у них подавлен. Ценностный мир, который у них формируется, основан на мощном стремлении людей за пределы этой реальности, на трансцендентной вере в сверхъестественное. Идеи, которые их захватывают, подавляют страх смерти и влечение к жизни.
-- Как вы считаете, насколько сегодняшний террористический акт мог быть обусловлен местью за конкретные действия против исламистов?
-- Массовый теракт в многолюдных публичных местах, очевидно, направлен на то, чтобы напугать людей и дестабилизировать общество. Мирные люди в метро не имеют никакого отношения к врагам исламистов. Так же как взрывы зданий, теракты в метро не имеют предметной направленности. Я не думаю, что это конкретная месть.
-- Насколько сильную психологическую травму получают пострадавшие при теракте, потерявшие близких или же просто свидетели?
-- Обычно от 15 до 20-30% людей в такой ситуации переживают сильный посттравматический стресс. Он влечет изменения в ценностном отношении к окружающему миру, порождает чувство уязвимости, несправедливости. Человек испытывает нервно-психическое напряжение, появляются кошмарные сновидения, раздражительность. Для тех, кто потерял близких, на то, чтобы совладать с этим состоянием, требуется год, полтора года. У остальных обычно через три-четыре недели состояние улучшается, хотя сама трагедия сохраняется в душе навсегда.
-- В какой помощи человек при этом нуждается?
-- В таких ситуациях человек чувствует себя беспомощным, одиноким, и ему нужна поддержка, наличие рядом спокойных, сдержанных людей. Ему нужны очень простые вещи -- человеческое участие, забота. Потому что террор, насилие -- это удар по человечности, по человеческим ценностям. Обычно психологи побуждают человека проговаривать свои страхи и беспокойства. Но когда люди находятся в состоянии потерянности, шока, потрясения, они не могут выражать свои чувства. Людям нужна прежде всего поддержка, их нельзя оставлять одних.
-- Какие слова вы можете сказать людям, которые, возможно, после сегодняшних терактов боятся спускаться в метро, появляться в общественных местах? Как преодолеть страх и жить дальше?
-- Как бы жизнь ни была трудна, она единственное, что у нас есть, и мы должны, несмотря ни на что, жить настоящим и стремиться в будущее.