Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Вкусная еда действует на мозг как наркотик

Ученые выяснили, что при переедании вкусностей и жирностей в мозге возникают такие же нарушения системы подкрепления, как и при приеме кокаина или, например, героина. И избавиться от зависимости очень сложно.

На вкусную и калорийную еду можно подсесть, как на наркотик. К такому выводу пришли Пол Джонсон (Paul M Jounson) и Пол Кенни (Paul Kenny) из Исследовательского института Скриппса (Scripps Research Institute) в Юпитере, штат Флорида, которые проводили эксперименты с лабораторными крысами.

ГипоталамусГлавный мозговой центр, обеспечивающий регуляцию внутренней среды организма. Управляет всеми процессами гомеостаза -- постоянства внутренней среды. Латеральный гипоталамус -- зона, связанная с пищевым поведением, здесь находятся центр голода и центр насыщения.
Ученые вживили грызунам стимулирующие электроды в латеральный гипоталамус, чтобы по специальной методике самостимуляции оценить работу мозговой системы подкрепления. Методика самостимуляции заключается в том, что крыса, нажимая на педаль, сама себе стимулирует зоны удовольствия в мозге. Задача ученых на этом этапе состояла в том, чтобы измерить порог электрической стимуляции, который заставляет крысу жать на педаль.

Изобилие вкусного -- путь к ожирению

Мозговая система подкрепленияРасположена в лимбических и стволовых областях мозга. Основана на передаче нервных импульсов с помощью нейромедиатора дофамина. Обеспечивает формирование всякого рода зависимостей: наркотической, алкогольной, игровой и т. п.
Для следующего этапа всех крыс разделили на три группы с разным режимом питания. Одна группа крыс питалась как обычно, сухим кормом для грызунов. Вторая на один час в сутки получала доступ к совсем другой еде -- гораздо более вкусной, но и более калорийной. Третья группа могла есть вкусности от 18.00 до 23.00. Сухой корм у всех групп находился в неограниченном количестве.

После 40 дней дифференцированного кормления животных взвесили. Как и следовало ожидать, крысы, которые могли питаться вкусной пищей долгое время, сильнее прибавили в весе: к концу эксперимента они весили почти вдвое больше, чем живущие на сухом корме. Подсчет показал, что они потребляли вдвое больше калорий, чем при обычном кормлении.

Пищевое поведение изменилось и у тех, которые получали ограниченный доступ к вкусной еде. Оказалось, что они только треть суточного потребления калорий получали с сухим кормом, а две трети -- с вкусным, выдаваемым всего на час. А имевшие продолжительный доступ к вкусному корму покрывали им примерно 95% калорий, и всего около 5% приходилось на сухой корм.

В результате неограниченного доступа к вкусной пище крысы переедали, и их баланс потребления и расхода энергии нарушался. Ограниченный доступ сказался не столь пагубно. Крысы, конечно, устраивали себе «пир на час», но в остальное время съедали меньше сухого корма, чем грызуны из контрольной группы. А главное -- их энергетический баланс при этом сохранялся, поэтому они не толстели.

Чрезмерное удовольствие лишает удовольствия

У разжиревших на вкусной пище крыс изменилась работа мозговой системы подкрепления. Повторный эксперимент с самостимуляцией выявил повышение порога электрической стимуляции латерального гипоталамуса -- это свидетельствует о том, что система подкрепления стала менее чувствительна. Биологи говорят, что подобный эффект наблюдался в мозге крыс после того, как их подсаживали на кокаин или героин.

Самостимуляция показала, что порог удовольствия у крыс из группы ограниченного доступа не изменился по сравнению с первоначальным -- их мозговая система подкрепления не пострадала. Хотя, говорят ученые, неизвестно, как бы повлияло на них более длительное, чем 40 дней, изменение питания.

После отмены вкусного корма у испытывающих абстиненцию крыс еще две недели сохранялся высокий порог стимуляции центра удовольствия. Получение калорий также резко упало, а вес постепенно снизился.

На еду и наркотик рецепторы отвечают одинаково

Стриатум, или полосатое телоОтносится к подкорковым базальным ядрам головного мозга, состоит из крупных нейронов с длинными отростками, выходящими далеко за его пределы. Участвует в формировании мышечного тонуса, в работе внутренних органов, в пищедобывательном поведении.
Биологи предположили, что чрезмерное потребление вкусной и калорийной пищи снижает плотность рецепторов к дофамину (D2R) в полосатом теле мозга, и именно это уменьшает чувствительность системы удовольствия. Для проверки они взяли новые группы крыс, устроив им такой же режим питания, что и в предыдущем эксперименте. Оказалось, действительно, у переедавших вкусненького крыс в полосатом теле становится меньше рецепторов к дофамину. Причем чем меньше плотность рецепторов, тем больше масса тела.

Ученые убедились и в том, что у крыс с неограниченным доступом к вкусностям возникает навязчивое стремление к еде, которое нельзя было перебить даже наказанием электротоком.

У людей все, по сути, так же, как у крыс. Свободный доступ к вкусной и калорийной пище, который имеют сегодня большинство жителей цивилизованных стран, по мнению авторов статьи в Nature Neuroscience, резко повышает риск переедания и ожирения.

Кроме того, ученые продемонстрировали, что в основе как переедания, так и наркотической зависимости лежат одни и те же гедонистические механизмы. Отличие в том, что во втором случае зависимость быстрее подрывает здоровье, финансовое благополучие и общественный статус. Впрочем, обжорство столь же фатально, хотя вредит и с меньшей скоростью. Однако главная опасность переедания в том, что его законодательно не запретишь. Поэтому оно поражает намного больше людей, чем наркотики.

Полная версия