Научно-популярное кино в России без госденег вымрет
Современный зритель хочет смотреть интересные научные и просветительские фильмы. Правда, он не очень хорошо понимает, что это. И только от государства зависит, посмотрят люди правдивый фильм или про очередную плесневелую воду.
Дискуссию о судьбе научно-популярного кино в нашей стране, проходившую в стенах Всероссийского государственного университета кинематографии им С.А. Герасимова (ВГИК), ведущая Марианна Ростоцкая начала с вопроса: «Стоит ли говорить о том, чего нет?» Тем не менее разговор о несуществующем, по мнению многих, кинематографическом жанре состоялся. В нем приняли участие создатели научно-популярных программ и документальных фильмов на телевидении, преподаватели ВГИКа и представители научного сообщества. Участники разговора пытались выяснить следующее: существует ли сегодня у зрителя интерес к научным знаниям, куда исчезли традиции советского просветительского кинематографа, поддается ли популяризации современная наука или она слишком сложна для этого, а также хочет ли зритель смотреть научное кино или его интересует только мистика?
«Интерес есть, -- утверждает мэтр отечественного научно-популярного кино, редактор программ «Очевидное-невероятное», «Институт человека», руководитель и ведущий программ «Под знаком Пи», «Избранное», «Цивилизация», «Гении и злодеи», президент телекомпании ТРК «Цивилизация» Лев Николаев. – И есть аудитория у научно-популярных программ. По опыту работы на телеканале «Культура» могу сказать, что когда мы передвинули программу «Черные дыры, белые пятна» в прайм-тайм, она вошла в пятерку самых рейтинговых программ. У телевидения есть своя специфика: на нем обычно проваливаются «штучные» вещи, а большой формат затягивает. Так, мы сделали два больших фильма «Братство бомбы» и «Код жизни», которые имели высокий рейтинг. Идет поиск новых форм и борьба за зрителя, и это нормальный процесс».
По мнению Льва Николаева, которое он высказал в беседе с корреспондентом Infox.ru, у людей не исчез интерес к познанию мира. Просто у них отняли возможность удовлетворить этот интерес, потому что к нему изменилось отношение государства.
Зрителя нужно воспитывать
О том, есть ли у общества потребность в научно-популярном кино, говорил и профессор ВГИКа, руководитель мастерской научного фильма Виктор Ман. «У многих зрителей интерес есть, -- сказал он в беседе с корреспондентом Infox.ru, -- а если его нет, его надо воспитывать. Просветительство и воспитание – это наша задача. Мы должны делать такие фильмы, которые заставляют зрителя задуматься о проблеме, заставляют его сделать усилие, потому что получение знания – это всегда усилие. Не нужно заигрывать со зрителем, но рассказывать интересно – необходимо».
По мнению Льва Николаева, научно-популярное кино должно быть, прежде всего, мировоззренческим, его задача – побудить людей выработать отношение к миру. Но драматургия такого мировоззренческого кино очень важна, так как позволяет зацепить зрителя на то, что ему интересно. Об одном примере Лев Николаев рассказал в беседе с корреспондентом Infox.ru: «Мы сделали научно-популярную программу перед выходом фильма «Титаник». И на это слово, как на крючок, поймали огромную аудиторию, хотя рассказывали вовсе не о фильме».
Наука в красивой упаковке
О том, к каким уловкам приходится прибегать, чтобы зритель получил научные знания, говорил также продюсер и популяризатор науки Александр Радов. На руководимой им студии «Фишка-фильм» наука, в частности, подается «через любовь»: заинтриговав зрителя любовными историями, которые всегда вызывают интерес, авторы фильмов погружают его в мир исторических реалий и фактов и тем самым просвещают.
«Чтобы донести знание до зрителя, нужно как можно больше искусства, -- объяснил Лев Николаев корреспонденту Infox.ru. – Нужно соблазнять знанием, как говорил замечательный писатель Даниил Данин».
«Учитывая обывательский интерес к мистике, можно даже через мистику привести зрителя к знанию, -- сказал Лев Николаев в ходе дискуссии. -- Но только если это настоящее знание, а не лженаука, как в фильме «Великая тайна воды», где, кстати, даже если не затрагивать научных проблем, драматургия кошмарная».
Как происходит подмена жанра
«В борьбе за рейтинги на телевидении научные фильмы вытесняются псевдонаучными, -- считает заместитель декана биологического факультета МГУ Галина Белякова. – Пример – фильм «Плесень», в который попали, как в ловушку, наши научные сотрудники, специалисты по грибам, согласившись дать комментарий авторам фильма по предмету своих исследований. Когда ученые увидели результат – в каком контексте были поданы их комментарии, то очень расстроились. Этот негативный опыт привел к тому, что теперь они отказываются сотрудничать с прессой». «Когда я увидела концовку фильма, то поняла, что это на самом деле такое, -- продолжает Галина Белякова. – Это реклама, поскольку в конце мы слышим призыв принимать некие противогрибковые препараты, и все будет хорошо, а фирма, выпускающая эти препараты, фигурирует в титрах».
При обсуждении фильма «Великая тайна воды» автор и режиссер документальных фильмов, арт-директор студии «Фишка-фильм» Ирина Васильева подчеркнула: не столь важно, соответствуют ли действительности факты, приводимые в этом фильме. И есть ли в нем наука или псевдонаука. Потому что даже если этот фильм основать на самых достоверных научных данных, всю их правдивость перешибает фальшь более высокого порядка -- подмена жанра. По жанру это не научный фильм, а проповедь. «Это то, что нужно человеку, который ищет смысла, жаждет веры. И этот пудинг доказал свою съедобность», -- отметила Васильева.
К вере апеллирует и следующий участник дискуссии – Евгений Никифоров, генеральный директор православного фестиваля «Радонеж» и главный редактор газеты «Радонеж». Правда, со своей колокольни. С его точки зрения, востребованность «оккультно-космической лабуды», некритичность большинства населения объясняется не чем-нибудь, а атеистическим мировоззрением. Причину научного невежества он видит в невежестве религиозном. Потому что христианство (в отличие от сект) воспитывает в людях критичность мышления. Как именно данная религия развивает аналитические способности и критический склад ума у людей, Никифоров, к сожалению, не пояснил.
Проблемы производства и показа
На то, что научно-популярное кино сегодня негде делать и негде показывать, сетует преподаватель МГУ и ВГИКа Андрей Иванов. После уничтожения студии «Центрнаучфильм» научно-популярное кино как отдельный жанр похоронено в очень широком понятии неигрового кино. Он считает, что мы потеряли специалистов, которые делали научно-популярное кино, и не имеем также площадки, кроме канала «Культура», где его можно показывать. Для сравнения Андрей Иванов приводит в пример Великобританию, где научно-популярные фильмы идут в прайм-тайм и, естественно, без рекламы, и даже в маленькой Португалии есть 24-часовой просветительский канал.
Галина Белякова рассказала, как ученые МГУ способствуют традиции показа качественных научно-популярных фильмов на большом экране. В кинотеатре IMAX 3D раз в месяц (каждую третью среду) показывают фильмы, правда, в основном производства «Би-би-си», а перед ними ученые по самым разным специальностям читают лекции. На эти сеансы приходят школьники и не только школьники – в общем, они пользуются большой популярностью.
Еще не все потеряно
Сознавая, что традиция просветительского кино, которая была в Советском Союзе, «подрублена под корень», профессор Виктор Ман, тем не менее, считает себя оптимистом. По его словам, еще не все потеряно: есть режиссеры, которые могут снимать, есть мастера во ВГИКе, которые могут учить этому. Есть современная техника, которая позволяет реализовывать драматургию и дает несравнимо большие возможности, чем раньше, для качественного фильма. «Я оптимист. Я верю в будущее нашей страны – современной, свободной, развитой страны, -- сказал Виктор Ман корреспонденту Infox.ru. -- И фактор, который помогает воспитывать, развивать и образовывать общество, -- это научное кино».
В одном все участники дискуссии оказались единодушны: чтобы научно-популярное кино было, государство должно повернуться к нему лицом. Чтобы выпускать качественные фильмы, нужны деньги. Чтобы зритель увидел это кино, нужно телевизионное время в прайм-тайм и без рекламы, нужен показ на большом экране. Просвещение ни в одной стране невозможно без активной государственной поддержки.