Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Недоношенные младенцы учатся не хуже родившихся в срок

Родившиеся на седьмом месяце беременности дети и в недоразвитом состоянии способны запоминать информацию и узнавать предметы. И в общем не хуже доношенных.

Французские ученые впервые показали, что младенцы, родившиеся на седьмом месяце, могут запоминать тактильные ощущения и реагировать на новизну предметов. С младенцами работали сотрудники двух лабораторий -- из Университета имени Пьера Мендеса-Франса (Universite` Pierre Mende`s France) в Гренобле и из Парижского университета имени Рене Декарта (University of Paris Descartes).

По критериям ВОЗ недоношенными считаются младенцы, родившиеся на сроке 37 и меньше недель (с момента последней менструации матери). Нормой считается 40 недель. До сего времени знания о восприятии и памяти недоношенных младенцев, которые не прошли полный курс внутриутробного развития, оставались очень ограниченными. По понятным причинам специалисты вкладывают усилия прежде всего в то, чтобы их выходить, а не изучать.

Ученые знают, что для обычных новорожденных тактильные ощущения составляют очень важный канал восприятия окружающего мира. С первых минут появления на свет ребенок подвергается воздействию множества новых тактильных стимулов: его берут на руки, моют, протирают, прикладывают к материнской груди и пр. Известно, что, если в ладошку новорожденного младенца вложить палец, он его сжимает. Так же он поступает с любыми предметами. Это не просто хватательный рефлекс, а способ связи малыша с миром.

Задача состояла в том, чтобы изучить мир ощущений недоношенных младенцев, у которых мозг еще не прошел какие-то стадии развития.

Самые юные испытуемые

Флер Лежен (Fleur Lejeune) ее коллеги провели эксперименты с 24 недоношенными младенцами (14 девочек и 10 мальчиков), которые появились на свет семимесячными (в среднем 30 недель и 6 дней внутриутробного развития) и при рождении весили от 680 до 2723 г. С этими крохами работали на 33-34-й неделе их жизни после зачатия, во время тестирования их средний вес составлял 1670 г. На эксперименты получили согласие родителей.

Для каждого младенца собрали медицинскую историю его появления на свет: был ли он рожден естественным путем или путем кесарева сечения, не состоял ли он в двойне, его вес при рождении и пр.

Эксперимент состоял из двух стадий. На первой исследовали феномен привыкания, который физиологи рассматривают как простейшую форму обучения. В ручку младенцу вкладывали маленький предмет: одним -- округлый в сечении (цилиндрик), другим -- угловатый (призму).

Цилиндрик или призму вкладывали в правую или левую ручку малыша и засекали время, в течение которого тот его удерживает. После того как младенец ронял предмет, через 10 с его снова вкладывали в ладошку. Постепенно время удерживания предмета становилось все меньше, и экспериментаторы расценивали это как привыкание. Оно возникало в среднем за 4,5 пробы. Форма объекта и рука (правая или левая) влияния не оказывали. С другой стороны, снижение времени удержания предмета можно было объяснить мышечной усталостью. Но на этот вопрос ответил последующий тест.

Новый предмет интереснее старого

В тесте одной группе малышей (экспериментальной) вкладывали в ту же ручку другой предмет (цилиндрик меняли на призму и наоборот). Другой группе (контрольной) вкладывали тот же самый предмет, что и на стадии привыкания.

Оказалось, что старый предмет детишки роняли быстро, а новый предмет удерживали гораздо дольше. Это говорит о том, что к старому предмету они действительно привыкли, и дело тут не в мышечной усталости. А новый предмет вызывает у них повышенный интерес.

Интересно, что никакие индивидуальные различия младенцев -- их точный возраст при рождении и во время эксперимента, вес, медицинские показатели -- статистически не влияли на результат.

Их мозг может уже очень многое

Из эксперимента ученые сделали несколько важных выводов. Они установили, что недоношенные младенцы могут через тактильные ощущения различать форму предметов. Старая форма вызывает у них привыкание, а значит, они способны к простейшему виду обучения. Очевидно, что они могут удерживать в памяти информацию о форме предмета и сравнивать ее с новой информацией. Незнакомый объект вызывает у них реакцию на новизну. Кстати, в другом исследовании ученые обнаружили память даже у плода в утробе.

Сравнение недоношенных детишек с родившимися в положенный срок показало, что качественно те и другие не различаются по возможностям восприятия и памяти. Единственное отличие состояло в том, что привыкание у недоношенных наступало быстрее, но этому есть простейшее объяснение в их мышечной слабости по сравнению с обычными новорожденными.

Авторы статьи в PLoS ONE считают, что особенности мира ощущений недоношенных младенцев необходимо учитывать при любых медицинских манипуляциях по их выхаживанию.

Полная версия