Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Новые впечатления могут перебить слабую наркозависимость

Новые впечатления могут успешно противостоять наркотикам. Правда, только до определенного предела. Ученые показали на крысах тот порог, за которым смена обстановки больше не помогает.

Кармела Рейчел (Carmela Reichel) и Рик Бевинс (Rick Bevins) из университета Небраска-Линкольн (University of Nebraska-Lincoln) вырабатывали у крыс условный рефлекс на место, используя в качестве подкрепления кокаин. Экспериментальная установка состояла из двух камер, которые выглядели почти одинаково. Отличался лишь пол: в одной камере он состоял из металлических полос, а в другой -- из сплошного листа, но с огромным количеством дырок.

Как крыс подсаживали на кокаин

КокаинОтносится к ряду тропановых алкалоидов. Производится из листьев коки. Длительное время употреблялся индейцами Южной Америки, в середине XIX века распространился в Европе. Изначально применялся в медицинских целях, к началу XX века почти полностью вытеснен из медицинской практики.
Самцов лабораторных крыс ученые разделили на две группы. Животным одной группы делали инъекцию кокаина и сажали их в одну камеру, скажем, с полосатым полом. Другая группа получала инъекцию физиологического раствора (раствор NaCl) и оказывалась в дырчатой камере. На следующий день наркотик кололи другой группе крыс, сажая их в полосатую камеру, а первая группа, получая инъекцию физраствора, оказывалась в дырчатой камере. И так попеременно в течение восьми дней.

Так у крыс вырабатывали ассоциацию между кокаином и полосатой камерой. Эту ассоциацию проверяли в тесте: крыс сажали в стартовый отсек и регистрировали, в какую камеру они пойдут и сколько времени там проведут. Все животные, прошедшие кокаиновое обучение, предпочитали полосатую камеру, которая для них была связана с эффектом наркотика. Причем они выбирали ее вне зависимости от того, получали они в тесте инъекцию кокаина или физраствора.

Другой магнит -- новые игрушки

На следующем этапе эксперимента ученые постарались заменить условный рефлекс с кокаиновым подкреплением другим условным рефлексом. Крыс, прошедших обучение с кокаином, опять разделили на две группы. Животные одной группы, попав в дырчатую камеру после инъекции физраствора, обнаруживали, что в ней появились новые, интересные для них предметы. А именно: белый носок, отрезок пластиковой водопроводной трубы, валик для покраски стен с губкой и скомканная в шарик газета. Незнакомые предметы крысы начинали немедленно обследовать.

А дальше произошло вот что. Когда в аналогичном тесте крысам предложили на выбор две камеры, то животные из группы, которой предлагали познакомиться с новыми предметами, стали предпочитать не полосатую (кокаиновую) камеру, а дырчатую, в которой никогда не было наркотика, зато лежали «игрушки». Значит, сделали вывод ученые, условный рефлекс на место с подкреплением кокаином у них угас, но сформировался новый рефлекс, с подкреплением новизной.

К сожалению, такая замена действовала не всегда. Биологи проверили четыре дозы кокаина: 7,5 мг/кг , 10 мг/кг, 20 мг/кг и 30 мг/кг. В двух низших дозах все получилось, а в дозе 20 мг/кг крысы предпочитали камеру, связанную с новыми предметами, только если им перед этим в тесте кололи физраствор. Если же они в тесте получали кокаин – то срабатывал рефлекс на наркотик. А в дозе 30 мг/кг не удалось побороть этот рефлекс ни в том, ни в другом случае.

Лечение новизной

Нейрофизиологический подход к наркотической зависимости, когда ее механизм рассматривается как условно-рефлекторная связь между обстановкой окружающей среды и наркотиком, разделяют многие ученые. Они считают: чтобы преодолеть зависимость, нужно погасить этот условный рефлекс и заменить его другим, столь же сильным. То, что это в определенных условиях срабатывает, и продемонстрировано в данной работе.

Стремление к новизне очень сильно выражено у некоторых индивидуумов. Показано, что эта черта определяется генетически и зависит от варианта гена дофаминового транспортера (это белок-переносчик через синаптическую щель нейромедиатора дофамина). Постоянный поиск новых впечатлений, смена мест, людей и занятий тоже может стать наркотиком. Показано, что генетически предрасположенные к этому люди склонны к риску, они часто увлекаются экстремальными видами спорта, но, к сожалению, они же более подвержены разным зависимостям, в том числе и от наркотиков.

На основании результатов своих экспериментов авторы новой работы считают, что лечение новизной обязательно должно входить в программу избавления от наркотической зависимости. Пациентам с легкой и средней формой зависимости оно, возможно, поможет и как основное средство. В случаях же тяжелой наркомании этот метод следует применять только как дополнение к другим.

Статья о том, что стремление к новизне может быть сильнее наркотика, будет опубликована в феврале в журнале Behavioral Neuroscience.

Полная версия