Москва
3 января ‘25
Пятница

Древние фермеры выжили охотников из Европы

Генетики вычислили, что почти все современные европейцы получили Y-хромосому от родоначальников сельского хозяйства в эпоху неолита. По-видимому, древние фермеры так успешно плодились и размножались, что просто вытеснили генотип охотников.

Переход наших предков от охоты и собирательства к сельскому хозяйству – едва ли не самый главный технологический прорыв, который коренным образом изменил их жизнь. Сельское хозяйство зародилось на Ближнем Востоке около 10 тысяч лет назад и успешно распространялось по Европе. Вопрос состоит в том, как. Либо первые фермеры мигрировали сами, либо культурные традиции передавались от соседей к соседям, и туземные охотники-собиратели перенимали опыт выращивания растений и животных. Ответ на этот вопрос дают генетики.

Генетическое разнообразие современных человеческих популяций хранит следы событий прошлого и позволяет проследить демографические процессы того времени. Патриция Баларески (Dr Patricia Balaresque) и ее коллеги из Университета в Лестере (University of Leicester), Великобритания, работали с Y-хромосомой, которая передается от отца к сыну и отражает в себе историю человеческого рода.

Метка на Y-хромосоме

На мужской половой хромосоме ученые изучали определенное сочетание генов – гаплогруппу. Гаплогруппа R1b1b2 наиболее распространена среди современных европейцев: ее носят сегодня около 110 миллионов мужчин, а частота ее увеличивается от Турции (там она встречается у 12% мужчин) до Ирландии (у 85% мужчин).

неолитНовокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Предыдущие исследования происхождения гаплогруппы R1b1b2 основывались только на частоте ее встречаемости. Поэтому была выдвинута гипотеза, что она берет начало от постледникового освоения человеком Европы в эпоху палеолита и, следовательно, возникла еще у охотников-собирателей. Но ученые из Лестера предлагают другую гипотезу: эта гаплогруппа -- приобретение эпохи неолита.

Они генотипировали 2574 образцов ДНК европейцев из разных стран Европы, охватили 23 популяции. В 849 хромосомах изучили генетическое разнообразие внутри гаплогруппы R1b1b2: проанализировали частоту разных гаплотипов – вариантов в пределах этого участка ДНК по девяти хромосомным локусам. Для этого использовали так называемые микросателлитные маркеры – короткие фрагменты ДНК.

Чем разнообразнее, тем древнее

Генетическое разнообразие гаплогруппы R1b1b2 в европейских популяциях оказалось неодинаковым, причем в его величине усматривался градиент по широте и долготе: оно уменьшалось к северу и к западу. На юго-востоке Европы разнообразие было достоверно большим, чем на северо-западе. Но поскольку различия в ДНК накапливаются со временем, по разнообразию можно судить о возрасте. И значит, большее разнообразие гаплогруппы R1b1b2 на юго-востоке говорит о том, что там она древнее.

Ученые проверили еще одну гипотезу о количестве источников возникновения гаплогруппы R1b1b2. Они построили родственное древо изученных микросателлитных маркеров и выяснили, что все они родственны между собой, то есть все разнообразие происходит из одного источника.

Женщины предпочитали фермеров охотникам

Получается, что география разнообразия гаплогруппы R1b1b2 удивительно сходна с географией распространения сельского хозяйства из региона Ближнего Востока через Анатолию на север и запад Европы. Ее успешность в завоевании новых территорий определила такую высокую частоту вдалеке от места возникновения, а генетическое разнообразие при этом уменьшалось.

Это пример того, говорят ученые, как генетические изменения следуют за технологическими – в данном случае за продвижением культуры неолита. Кстати, очень похоже распространялась мутация, обеспечившая потребление молока.

Интересно, что анализ митохондриальной ДНК (которая передается по женской линии) дает совершенно другую картину. В гаплогруппах мтДНК не наблюдается подобного градиента генетического разнообразия, и по всем признакам они возникли в палеолите. Объясняя этот парадокс, генетики говорят, что, хотя в миграции вовлекались как мужчины, так и женщины, по-видимому, древние фермеры-мужчины имели репродуктивное преимущество перед охотниками-собирателями. Они были успешнее в создании семей и рождении детей и поэтому активно распространяли свою Y-хромосому.

О роли сельского хозяйства в мужском генотипе можно прочитать в журнале PloS Biology.

Полная версия