Дети избавлены от взрослых иллюзий
Большинство зрительных иллюзий основано на желании видеть нечто ожидаемое. Но действуют иллюзии только на взрослых. Детский же мозг, несмотря на незрелость (а возможно, именно благодаря ей), в некоторых случаях оценивает действительность точнее.
Необычную закономерность открыли психологи из шотландского университета Стерлинга (University of Stirling) под руководством Мартина Доэрти (Martin Doherty). В их экспериментах участвовали 151 ребенок в возрасте от 4 до 10 лет и 24 взрослых молодых человека от 18 до 25 лет. Ученые предложили им известную зрительную иллюзию Эббинхауса (Ebbinghaus). Суть ее в том, что оценка размера объекта меняется в зависимости от контекста.
Окружение мешает или помогает
Испытуемым предлагали на мониторе указать, какой из оранжевых кругов больше по размеру. В разных предъявлениях разница кругов по площади составляла от 2% до 18%. В контрольных условиях оранжевые круги предъявляли сами по себе, а в экспериментальных условиях – в окружении серых кругов. В одном варианте (облегчающий контекст) больший оранжевый круг окружен меньшими серыми, а меньший оранжевый – большими серыми. Такой контекст зрительно усиливает разницу в размерах. В другом варианте (усложняющий контекст) все наоборот, так что разницу площадей заметить труднее.
Точность оценки размеров оранжевых кругов, естественно, зависела от реальной разницы в их площадях. В контрольных экспериментах взрослые оценивали круги с разницей площадей в 2% с 80-процентной точностью. Зато начиная с разницы в 6% точность становилась практически стопроцентной. Примерно так же решали контрольную задачу и десятилетние дети, а четырех-шестилетние были менее точны – двухпроцентную разницу они улавливали лишь в 65% случаев.
Дети более независимы в оценках
Все менялось, когда оранжевые круги демонстрировали не отдельно, а в окружении серых. Усложняющий контекст нарушал точность оценки взрослых: разницу в 2% они правильно улавливали лишь в 10% случаев и только разница в 18% повышала точность оценки до 80%. А детей усложняющий контекст сбивал в меньшей степени. Причем чем младше были дети, тем меньше нарушалась точность оценки. На четырех-шестилетних усложняющий контекст практически не действовал: они оценивали разницу в размерах оранжевых кругов среди серых так же, как и без них.
«Получается, что в сбивающих условиях взрослые видят мир с большими искажениями, чем дети», -- объясняет Доэрти.
Так же получилось и с облегчающим контекстом. При «правильных» размерах серых кругов взрослые практически безошибочно оценивали размер оранжевых, а четырех-шестилетние дети такую «подсказку» не воспринимали.
Получается, что маленькие дети нечувствительны к влиянию окружения на зрительные объекты, неподвластны зрительным иллюзиям. Интересно, что в другом исследовании ту же закономерность психологи обнаружили у японских детей. Это говорит о том, что социокультурные различия роли не играют.
Ученые пока не могут дать исчерпывающее объяснение полученным данным. Очевидно, что детский мозг в данном случае имеет некоторое преимущество перед взрослым не потому, что он совершеннее, скорее наоборот. Нейрофизиологи считают, что в восприятии объекта и окружающей его среды задействованы разные части зрительного пути. Возможно, все дело в том, что у детей они созревают с разной скоростью.
Статья о том, что зрительные иллюзии не действуют на маленьких детей, опубликована в журнале Developmental Science.