Ген и вирус вылечили врожденную слепоту
Генная терапия врожденного заболевания глаз, которое вызывает полную слепоту, помогла двенадцати пациентам увидеть мир. Правда, медикам для этого пришлось вставить лечебный ген в вирус и заразить пациентов.
Генная терапия помогла обрести зрение восьмилетнему итальянскому мальчику, так же как еще одиннадцати пациентам с редкой формой наследственной дистрофии сетчатки. В течение нескольких лет над этим работает большая команда специалистов из Пенсильванского университета (University of Pennsylvania School of Medicine), Детской клиники в Филадельфии (Children`s Hospital of Philadelphia) и нескольких других медицинских учреждений в Филадельфии и в Неаполе (Италия). Руководит работой Джин Беннет (Jean Bennett), профессор офтальмологии Пенсильванского университета.
Болезнь сетчатки
Самому старшему пациенту 44 года, самому младшему – 8 лет. Все они страдают врожденным амаврозом Лебера. Эта форма дистрофии сетчатки случается из-за мутации гена RPE65, необходимого для работы ключевого фермента в клетках пигментного эпителия. У больных катастрофически падает зрение, резко снижается реакция зрачка на свет, кроме того, возникают патологические движения глазных яблок – нистагм. Из-за этого глаз не может сфокусироваться на предметах. Как правило, болезнь поражает человека в детстве или в юности и с возрастом прогрессирует вплоть до полной слепоты.
Ученые не случайно выбрали именно это заболевание для генной терапии. Соответствующий ген уже клонировали и протестировали метод лечения на животных. С положительным результатом. Кроме того, при данной болезни дегенерация сетчатки происходит относительно медленно, что благоприятно для лечения.
Американские и итальянские специалисты уже сообщали о трех успешных случаях лечения врожденного амавроза Лебера при помощи генотерапии у молодых взрослых пациентов (в 2007-2008 годах). Теперь на их счету уже 12 человек разных возрастов.
Дефектный ген заменяют нормальным
Контрольное тестирование и наблюдения за пациентами проводили американские и итальянские врачи клиник в Филадельфии и в Неаполе. При этом они использовали оптическую когерентную томографию, электроретинографию (регистрацию электрической активности сетчатки) и различные тесты на зрение.
Результат можно увидеть
Улучшение началось примерно через две недели после операции у всех 12 пациентов. Даже у тех, кто практически ничего не видел, к леченому генопрепаратом глазу вернулось ограниченное зрение.
Первый показатель – светочувствительность. У всех появилась реакция зрачка на свет – сокращение зрачка при освещении. Степень светочувствительности различалась, но в одном случае – у восьмилетнего мальчика достигла уровня здорового глаза. Наблюдалось снижение патологических движений глаз – нистагма (у всех, кроме одного пациента). Это давало возможность сфокусировать взгляд на предметах. Увеличилось поле зрения, причем его величина коррелировала с площадью сетчатки, затронутой инъекцией. Эффект оказался стабильным и сохранялся в течение всего периода наблюдения: для первых пациентов это более полутора лет.
У детей лечение эффективнее
Окончательный успех лечения зависел от степени поражения сетчатки и от возраста пациентов. Впрочем, эти показатели связаны между собой, так как у детей сетчатка исходно повреждена меньше, чем у взрослых. Но и улучшение у них радикальное. «Это подтверждает нашу гипотезу, что наиболее эффективна генная терапия в раннем возрасте, пока разрушение сетчатки не достигло критической степени», -- говорят авторы работы.
Четыре ребенка от 8 до 11 лет после инъекции генопрепарата получили способность ориентироваться в пространстве: обходить предметы, преодолевать препятствия даже при недостаточном освещении. В тесте исследователи закрывали детям то один, то другой глаз. Когда ребенок смотрел на окружающий мир леченым глазом, он легко справлялся с задачей.
Как ни странно, эффект почти не зависел от дозы препарата. Поскольку низкая доза оказалась столь же эффективна, как высокая, в будущем ученые собираются ограничиваться ею. После операции врачи не нашли у больных никаких побочных эффектов препарата, никаких признаков воспаления или иного поражения сетчатки. Но у двух пациентов, получивших высокую дозу, генную конструкцию нашли в крови. Это еще одна причина отказаться от высокой дозы.
Генная терапия дает надежду
В комментариях к статье, опубликованной в журнале Lancet, Франс Кремерс (Frans P M Cremers) и Роб Коллин (Rob W J Collin) из Медицинского центра Университета Неймегена (University Nijmegen Medical Centre), Нидерланды, отмечают, что метод лечения чрезвычайно прост – всего одна инъекция. И она существенно улучшает функцию пигментного эпителия и фоторецепторных клеток сетчатки. Вероятно, применение ее на обоих глазах еще улучшит результат.
«Этот метод дает надежду и больным с другими формами дегенерации сетчатки и иными наследственными заболеваниями, -- считают ученые. – Но для этого необходимы точные знания о генетической природе заболевания».