Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Люди моют руки с мылом только от стыда перед другими

Гигантское исследование британских медиков показало: большинство взрослых людей пренебрегают правилами гигиены. Однако они начинают соблюдать ее на виду у других. Или если думают, что за ними следят.

Если в анкете спросить человека, моет ли он руки с мылом после посещения туалета, любой ответит утвердительно. Однако истинная картина далека от совершенства, что выяснили исследователи Лондонской школы гигиены и тропической медицины (London School of Hygiene & Tropical Medicine). При помощи коллег из лондонского Университетского колледжа они установили беспроводные онлайновые сенсоры в туалетных комнатах на станциях британских хайвеев, чтобы получить независимые данные о поведении людей.

После анализа данных оказалось, что из 200 тысяч посетителей туалетных комнат только 32% мужчин и в два раза больше женщин – 64% -- имеют такую полезную привычку, как мытье рук с мылом.

Миллионы людей в мире ежегодно умирают от болезней, связанных с кишечными и респираторными инфекциями. Мытье рук с мылом – самый простой и дешевый способ обезопасить себя от бактерий – возбудителей этих болезней. Однако, как показало исследование, даже в Великобритании, не говоря уже о менее цивилизованных странах, большинство людей им пренебрегают.

Напоминалки и стыдилки

На второй стадии эксперимента специалисты изучали, какие текстовые послания лучше всего побуждают людей соблюдать правила гигиены. В туалетных комнатах они развесили призывы и лозунги разного содержания. Одни были просветительными, например: «Вода не убивает микробов, а мыло – убивает», другие взывали к чувству брезгливости: «Не будь грязнулей, не избегай мыла!» и т. п. Тексты загорались и мигали на мониторе.

Выяснилось, что просветительные тексты сильнее действуют на женщин: их присутствие увеличило количество дам, моющих руки с мылом, на 9,4%. На мужчин взывание к разуму не действовало, но примерно с той же эффективностью на них повлияли агитки, вызывающие отвращение, например: «Смой их с мылом сейчас или потом ты съешь их!» -- количество мужчин, использующих мыло, возросло на 9,8%. Честно говоря, исходя из обычной логики можно было бы ожидать, что все будет наоборот, и женщины окажутся более брезгливыми, а мужчины – более разумными. Однако полученные данные удовлетворяли статистическим критериям.

Человек, за которым наблюдают, ведет себя хорошо

Но самым эффективным у обоих полов оказалось невинное сообщение: «Вымыл ли руки с мылом человек рядом с тобой?». То есть граждан ненавязчиво призывали проследить друг за другом. Ученые считают, что это обращение адресовалось к социальным нормам и социальному статусу.

Этот эксперимент имел и сугубо практическую задачу. «Мы хотели выяснить, какие сообщения сильнее всего действуют на поведение людей, чтобы не тратить деньги на пустые призывы», -- говорит Роберт Онгер (Robert Aunger) руководитель исследования. Специалисты убедились, что, адресуя послания к мужчинам или к женщинам, нужно использовать разные мотивы убеждения, чтобы добиться соблюдений норм гигиены.

Результаты исследования опубликованы в журнале American Journal of Public Health накануне Всемирного дня мытья рук (Global Handwashing Day), который пройдет 15 октября. В этой акции примут участие более 70 стран. Основная цель дня мытья рук – научить детей правилам гигиены и тем самым уберечь их от болезней. Но, как видно из данных лондонских медиков, взрослым тоже стоит приобрести полезные привычки.

Полная версия