Московские нейрофизиологи разработали систему оценки электронных учебных продуктов. С её помощью можно понять, воспримут ли школьники и студенты информацию с мониторов.
Метод видеоокулографии (или видеотрекинга) позволяет проследить за взором человека, пока тот изучает видеоинформацию на мониторе компьютера. Специалисты Института когнитивной нейрологии Современной гуманитарной академии впервые в России применили его для разработки экспертной оценки мультимедийных обучающих продуктов.
Для предметного зрения, обеспечивающего человеку восприятие объектов окружающей среды, необходимы движения глаз. Они позволяют спроецировать интересующие объекты на центральную ямку сетчатки – место, в котором сконцентрировано наибольшее количество фоторецепторов. Быстрые движения глазных яблок переводят взор с одной точки на другую, чем обеспечивают перемещение зрительного фокуса.
Направление взгляда совпадает с направлением внимания. Поэтому, зарегистрировав движения глаз, ученые могут судить о перемещении внимания с одного фрагмента видеоинформации на другой. Время, в течение которого взор испытуемого проецируется на тот или иной объект, отражает усвоение информации. Перемещение взора по странице на мониторе может зависеть также и от эргономических свойств видеопродукта, например, от эффективности его интерфейса, цветовых решений, размера шрифта или от размещения элементов по экрану.
«До сих пор во всем мире метод видеоокулографии используется в основном для оценки коммерческих веб-сайтов, -- говорит руководитель исследования, директор Института когнитивной нейрологии СГА кандидат биологических наук Лариса Качалова. – Оценивают качество, называемое usability, то есть пользовательские качества продукта. Мы впервые попытались применить этот метод для оценки мультимедийных учебных продуктов. Мы считаем, что при создании таких учебных материалов нужно использовать принципы восприятия человеком зрительной информации».
Учебные материалы должны хорошо усваиваться, а для этого они должны быть правильно построены. «Если разработчик поместил в каком-то месте страницы интересную информацию, а пользователь ее не замечает – это брак разработчиков, -- продолжает Качалова. – Если его взгляд гуляет по полям вместо того, чтобы читать текст, нужно выяснять, почему».
Если для содержания учебных продуктов существуют определенные стандарты, то дизайн-эргономическая сторона определяется на уровне «нравится -- не нравится». На принципах восприятия зрительной информации сотрудники СГА разработали свой собственный стандарт для экспертной оценки учебных видеопродуктов. По их мнению, учебный видеопродукт, к которому надо стремиться, должен удовлетворять как минимум следующим условиям: информация хорошо воспринимается, ученик при этом не слишком устает, и информация остается у него в голове. В идеале же «электронный учебник» должен не только содержать информацию, но и управлять вниманием человека.
Видеотрекинг используется как часть такой экспертной системы. Для оценки набирается группа испытуемых. Движения глаз во время демонстрации видеопродукта регистрирует специальная установка с видеокамерой, а оригинальное программное обеспечение обеспечивает обработку данных. По результатам оценки специалисты дают рекомендации для улучшения учебных материалов.
Цель работы специалистов состоит в том, чтобы процесс обучения выстраивался с учетом законов работы мозга. Потому что эффективным может быть только дружественное мозгу обучение.