Мартышки применяют на практике закон спроса и предложения
Низшие обезьяны доказали, что способны к рыночным отношениям. Они прекрасно понимают, что значит монополия и здоровая конкуренция. И умело сбивают цену.
Способность верветок к рыночным отношениям экспериментально показали Сесиль Фрюто (Cecile Fruteau), Эрик ван Дамм (Eric van Damme) и их коллеги из Центра экономических исследований Университета Тильбурга (Tilburg University, Нидерланды) и с факультета экологии, физиологии и этологии Мультидисциплинарного института Юбера Кюрьена (Institut Pluridisciplinaire Hubert Curien) в Страсбурге (Франция).
Обезьяний способ почитания
Ритуал взаимного вычесывания шерсти (груминг) у высших и низших обезьян -- это гораздо больше, чем гигиеническая процедура (ловля блох). Приматы получают наслаждение от вычесывания, что подтверждается выделением нейрогормонов и нейромедиаторов, связанных с системой удовольствия. Оно, безусловно, сравнимо с удовольствием от вкусной еды.
Вычесывание -- статусная процедура. Обезьяны гораздо больше вычесывают членов группы с высоким социальным рангом. А париям обезьяньего общества приходится вычесывать остальных. Поэтому количество вычесываний служит мерилом статуса. Но оно, как показали ученые, может также служить платой за другие предоставленные услуги.
Биологи провели опыты с двумя группами южноафриканских мартышек верветок на территории природного резервата. В каждую группу входили три-пять взрослых самцов, четыре-семь взрослых самок, несколько молодых мартышек и детенышей.
Сначала ученые подробно изучили социальные связи в группах и для каждой мартышки определили количественный индекс вычесывания. Его считали по простой формуле: время, занятое вычесыванием данной мартышки, минус время, когда она вычесывает других, деленное на общее время, посвященное этому приятному занятию. Индекс вычесывания тем выше, чем выше ранг особи в группе.
Сезам, откройся!
На территорию, где жила группа верветок, поставили деревянный контейнер с проволочной сеткой. Внутрь положили нарезанные яблоки -- их было хорошо видно, они вкусно пахли. Однако правом открывать кормушку ученые наделили лишь одну мартышку -- низкоранговую самку. Она не пользовалась популярностью, и у нее был очень низкий индекс вычесывания.
На самом деле контейнер открывали экспериментаторы, они делали это дистанционно при помощи ключа, подобного ключу от дверцы машины. Но делали это в тот момент, когда с замком пыталась совладать выбранная низкоранговая мартышка. Так создавалось впечатление, что именно она добивалась успеха и открывала сородичам доступ к лакомству.
Сородичи оценили данную ситуацию, и низкоранговая мартышка сразу же повысила свой статус. Остальные стали уделять ей гораздо больше внимания, ее индекс вычесывания радикально вырос.
На яблочном рынке появились конкуренты
Но ее счастье было недолгим, потому что ученые поставили на территории второй контейнер с нарезанными яблоками. Он устроен по-другому: при открывании замка у него раскрывается пол, и яблоки выпадают на траву.
Второй контейнер заинтересовал мартышек, они пытались с ним справиться, но сделать ничего не могли. Ведь право на его открытие получила вторая низкоранговая самка. Как только она дотрагивалась до кормушки, из нее проливался яблочный дождь. Вторая мартышка-снабженец также стала объектом внимания, и ее индекс вычесывания повысился.
Первая мартышка стала получать в два раза меньше ласки, чем раньше. Когда на близком расстоянии друг от друга работали оба контейнера, внимание остальных членов группы поровну распределялось между двумя снабженками. Абсолютная цена яблок снизилась.
Услуга в обмен на продукт
Биологи провели по 16 экспериментов с одним контейнером и по 22 эксперимента с двумя контейнерами в двух группах верветок и получили сходные результаты. В поведении мартышек они отметили некоторые закономерности.
После открытия контейнера первым приходил за едой доминантный самец, затем альфа-самка, а потом остальные члены стаи. И мартышка получала больше вычесывания от тех особей, которые оказывались ближе и больше пользовались плодами ее труда.
Верветка, открывающая контейнер, иногда вскоре после этого уходила и оставляла лакомство соплеменникам. Так что создавалось впечатление, что она делает это больше не для себя, а для других. Сознательно работала не за еду, а за то, чтобы быть объектом внимания.
Повышенное вычесывание мартышки-снабженки получали в течение долгого времени между экспериментами, когда никакой еды не добывали. Поэтому ученые сделали вывод о способности мартышек предвидеть последствия своих действий. Видимо, обезьяны решили так: эта самочка умеет добывать пищу, она нам пригодится, поэтому надо уделить ей внимание.
Статья о рыночных отношениях мартышек опубликована в журнале PNAS.