Персональное пространство человека зависит не столько от социальных или культурных навыков, сколько от маленькой области мозга в форме миндалины. Стоит ей отключиться -- и персональное пространство исчезает.
Человек без пространства
Дэниэл Кеннеди (Daniel P Kennedy), Ральф Адольфс (Ralph Adolphs)и их коллеги из Калифорнийского технологического института в городе Пасадене (California Institute of Technology, Pasadena) получили возможность исследовать пациентку S. M. 42 лет, у которой повреждены миндалевидные тела в обоих полушариях мозга.
Миндалевидное тело, как уже давно установили нейрофизиологи, связано с эмоциональным поведением (страх, агрессия). Ученым было интересно посмотреть, влияет ли его отсутствие у пациентки на величину персонального пространства.
В первом эксперименте участвовали S. M. и 20 контрольных здоровых испытуемых (разного пола и этнической принадлежности). Испытуемый становился в условленном месте, в комнату входил экспериментатор и медленно приближался. Задача первого состояла в том, чтобы остановить второго на наиболее комфортном для себя расстоянии. В половине проб испытуемый стоял, а экспериментатор двигался, а в половине -- наоборот. Данные всех проб усреднялись.
Сверхтерпимость к ближнему
Оказалось, что у S. M. наиболее комфортное расстояние до человека, с которым она до этого не была знакома, составило 34 см. У всех контрольных испытуемых оно было большим. Ученые исключили из анализа данные троих испытуемых с наибольшей дистанцией, но и после этого среднее расстояние до другого субъекта составило 64 см. Судя по всему, S. M. вообще не испытывала неудобства при чересчур тесном контакте с другим человеком.
В другом эксперименте, где ее просили оценить в баллах степень дискомфорта при сближении вплоть до контакта «нос к носу», она неизменно оценивала ее в один балл (отсутствие дискомфорта). В то же время ее напарник в эксперименте оценил степень своего дискомфорта в семь баллов.
Интересно, что S. M. вполне осознавала понятие личного пространства и понимала, что у других людей оно больше, чем у нее. В повседневной жизни она поступала исходя из этого понимания и приближалась к собеседнику настолько, чтобы не нарушить его. Но, по ее представлению, личное пространство других составляло 47 см. То есть она его преуменьшала.
Стоп! Личная зона
Исходя из результатов можно было предположить, что именно миндалевидное тело, которого лишена S. M., отвечает за ограничение персонального пространства. Это предположение ученые проверили на восьми здоровых испытуемых.
Ученые сканировали мозг испытуемых методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ, или fMRI), в то время как к ним приближался экспериментатор. Они обнаружили, что миндалевидные тела в обоих полушариях реагируют на приближение. Активность в этой области мозга усиливалась при сокращении расстояния до субъекта.
Миндалевидное тело сигнализирует: «Стоп! Дальше нельзя. Это личная зона». И так охраняет нас от вторжения.
Ученые считают, что личное пространство -- потребность не только человека, но и других социальных животных. Ключевая роль миндалевидного тела подтверждается данными на обезьянах: после повреждения этой структуры мозга они начинают слишком близко подпускать к себе сородичей.
Результаты экспериментов будут опубликованы в ближайшем номере журнала Nature Neuroscience.