Человек обладает памятью еще до рождения
Плод, развивающийся в организме женщины, способен к простейшему обучению и запоминанию. Причем на поздних сроках у него явно развивается долговременная память. Метод позволяет достоверно оценить развитие нервной системы ребенка задолго до его рождения.
Плод человека в возрасте 30 недель обладает памятью. Этот впечатляющий результат получили исследователи из Медицинского центра Университета Маастриха (Maastricht University Medical Centre) и Медицинского центра Университета Рэдбоунда в Неймегене (Medical Centre Radboud University), Нидерланды.
В исследовании голландских ученых участвовали 93 беременные женщины. Авторы подчеркивают, что исследование было одобрено этическим комитетом, и все женщины дали добровольное согласие на участие в экспериментах. Опыты были безопасными для женщин и их будущих детей. Все женщины были здоровыми с нормально протекающей беременностью. Перед исследованием они заполняли подробный опросник, касающийся их здоровья, образа жизни, образования, вредных привычек, самочувствия во время беременности и пр. После того как женщины родили, новорожденных обследовали по шкале Апгар (оценка раннего развития), и можно утверждать, что эксперименты не нанесли им вред.
Он слышит и реагирует
Всех женщин в зависимости от срока беременности разделили на пять групп: 30, 32, 34, 36 и 38 недель. С женщинами из первых четырех групп эксперименты провели два раза (повторно – тогда, когда они достигли 38-й недели беременности).
Цель состояла в том, чтобы изучить, как плод отвечает на некую внешнюю стимуляцию и может ли он ее запоминать. В темной и тихой комнате женщинам, которые удобно расположились в кресле, каждые 30 секунд на живот подавали виброакустический стимул длительностью в одну секунду. Для этого использовали специальный виброакустический стимулятор для плода. Плод реагировал на этот стимул движением, которое было видно при ультразвуковом сканировании. Специалисты говорят, что движение-реакцию легко можно отличить от обычных движений плода, которые он совершает постоянно.
Одно и то же ему надоедает
Через какое-то число повторяющихся стимулов у плода наступало привыкание – он переставал реагировать на стимул. Привыкание – это феномен, который наблюдается практически у всех животных, обладающих нервной системой, – от моллюсков до человека. Привыкание физиологи рассматривают как простейшую форму обучения. Все, что для этого требуется, – наличие центральной нервной системы.
Так что первое, что установили исследователи, – в возрасте от 30 недель человеческий плод способен к элементарному обучению.
Он помнит то, что было 10 минут назад…
… и то, что было 4 недели назад
Во втором эксперименте, когда ученые в четырех группах женщин повторили тест на привыкание на сроке 38 недель, они получили возможность проверить, может ли плод сохранять информацию в течение этого времени. Они также провели два тестирования с интервалом в 10 минут. В первых двух группах между первым тестированием первого и второго эксперимента достоверных различий не наблюдалось. Но у женщин из групп 34 недели и 36 недель привыкание на сроке 38 недель появилось достоверно быстрее. При втором же тестировании плод вообще не реагировал на стимулы.
Значит, рассудили ученые, в возрасте 34 и 36 недель плод способен сохранять информацию по меньшей мере на 4 недели. А это уже долговременная память.
Память можно проверять в утробе
«Мы предполагали, что память появляется уже во внутриутробном периоде, -- говорят ученые. – Сначала она проявляется в самых простых формах и постепенно развивается». Им впервые удалось доказать это экспериментально. Возможно, память у плода появляется и еще раньше, но на более ранних сроках ее невозможно обнаружить данным методом.
Открытие голландских ученых важно и с практической точки зрения. Этим методом можно проверять память еще неродившихся младенцев и таким образом судить о том, как развивается их центральная нервная система. «Если мы будем лучше понимать нормальное развитие центральной нервной системы плода, то сможем лучше выявлять отклонения в развитии», -- говорят авторы.
Статья будет опубликована в июльском-августовском номере журнала Child Development.