Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Обезьяны рисуют не хуже художников

Человекообразные обезьяны обычно рисуют как маленькие дети. Но иногда их картинки можно спутать с произведениями художников. Как именно рисут обезьяны, Infox.ru показали работающие с ними приматологи.

Человекообразные обезьяны оправдывают свое название: и образом, и поведением они сравнимы с человеком. Ученым интересно узнать предел их возможностей, чтобы понять, где провести границу между нами и ими. Для этого люди изучают сложное поведение приматов -- в том числе и такое, в котором содержатся элементы творчества. Например, способность к рисованию.

Впервые стала заниматься рисованием со своим шимпанзе Иони замечательная российская исследовательница Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. В наши дни изучением поведения приматов уже несколько лет занимаются ученые из Карлова Университета в Праге под руководством известного приматолога Марины Ванчатовой. А вдохновителем этого проекта, который начался в 1994 году совместно с Санкт-Петербургским приматологическим центром, стал выдающийся российский ученый Леонид Александрович Фирсов.

Выставка рисунков обезьян, открывшаяся в государственном Дарвиновском музее при поддержке Чешского культурного центра, включает работы шимпанзе, горилл и орангутанов из Пражского и нескольких других зоопарков Чехии. Всего в этом исследовательском проекте участвовали 17 человекообразных обезьян.

Зачем они рисуют

Биологи изучают рисование обезьян как форму поведения, пытаются найти закономерности в использовании орудий труда, технике рисования, оценить способности приматов в построении композиции. Но прежде всего -- ответить на вопрос, зачем они это делают.

«Рисование можно рассматривать и как манипуляционную активность, и как игру, и как выражение эмоций, и как творческую деятельность, -- объясняет корреспондентам Infox.ru Марина Ванчатова. – Для нас же это эксперимент, в котором мы изучаем поведение человекообразных обезьян».

Занятия с приматами (кстати, методику занятий биологи разрабатывали с участием преподавателя Мухинского художественного училища О. Н. Некрасовой-Каретевой) проходят раз в неделю. Чаще не имеет смысла, объясняет Марина Ванчатова, так как в занятиях исчезает элемент новизны. А он обязательно должен быть, чтобы животные не теряли интерес к рисованию. Они рисуют, если им интересно, и рисуют тогда, когда им этого хочется.

Техника изобразительного искусства

Чтобы стимулировать приматов к рисованию, исследователям достаточно (иногда один раз) показать, как это делается. Затем люди дают обезьянам лист бумаги и предметы для рисования: карандаш, шариковую ручку, цветные мелки, восковые карандаши, кисть и краски, фломастеры.

В проекте участвовали две группы обезьян. Одни – выросшие рядом с человеком, совсем ручные. Они и рисовали «как люди»: сидя на стуле за столом, как шимпанзе Майоранка, или на полу, но рядом со своим наставником. Другие – дикие, рисовали в своих клетках, сотрудник давал им через решетку бумагу и карандаш и так же получал рисунок обратно (иногда они не хотели отдавать). Одна самка гориллы любила рисовать лежа.

Приматы рисуют тем, что им дали. При этом используют и правую, и левую руки. Но иногда они изобретают новые средства и новые техники рисования. Некоторые, например, рисуют пальцем. Тем более что сейчас есть специально предназначенные для этого краски. Некоторые растирают рисунок ладонью -- как бы ретушируют. А другие вместо этого разлизывают готовый рисунок языком. Некоторые могут рисовать, держа карандаш ногой или в зубах. Самка орангутана Донна катала карандаш по бумаге. А один шимпанзе рисовал… головой: вставал над листом бумаги на голову и растирал рисунок макушкой.

Шимпанзе Тедди не любил пачкать пальцы в мокрой краске. Но рисовать ему хотелось, и он нашел выход. Обхватил руку сотрудницы – пани Кизликовой, обмакнул ее палец в краску и стал рисовать свою картину ее пальцем.

Обезьяний андеграунд

Самой креативной биологи считают самку орангутана Нюнику. Она охотно рисовала мелками, восковыми карандашами, кистью, но изобрела и свою оригинальную технику. Брала восковой карандаш одного цвета, например, синий, зубами крошила его и выплевывала крошку на лист бумаги. Затем брала карандаш другого цвета – красный, и делала то же самое. Из кучек разноцветных крошек на листе Нюника создавала орнаменты.

«Это было похоже на искусство тибетских монахов. Они делают мандалу – орнаменты из разноцветного песка», -- говорит Марина Ванчатова.

Некоторые обезьяны предпочитают не графику или традиционную живопись на бумаге, а другие «виды искусства». Например, граффити – рисуют на стенах. Или «бодиарт» -- рисуют на себе. Самка шимпанзе Ванилка красила краской свою ладонь и смотрела, как краска расплывается по кожным узорам. А самка орангутана красила себе губы.

«Рисунки человекообразных обезьян вовсе не жестко заданы тем, что мы им даем для этой цели, -- подчеркивает Марина Ванчатова. – Они относятся к делу творчески и находят самые неожиданные решения».

Рисованию надо учиться

Ученым интересно было проследить, как развивается у приматов способность к рисованию. Детеныши шимпанзе, горилл и орангутанов рисовали практически все. Сотрудники занимались с ними примерно с годовалого возраста, когда уже достаточно развита координация и моторика рук. Но у орангутанов самцы после достижения половой зрелости прекращали рисовать – ученые пока не поняли, с чем это связано. Самки же продолжали и достигали больших успехов. У других видов рисовали как взрослые самки, так и самцы.

Сами животные со временем совершенствовали свое умение. «Обычно первый рисунок – это робкие и неуверенные линии. Но со временем рисунки становятся все более смелыми и интересными», -- говорит Марина Ванчатова.

Они часто имеют форму «веера», более или менее раскрытого или закрытого, но всегда направленного вверх. Это переплетение линий, мазки, зигзаги, иногда закрытые фигуры типа амебы или неправильные окружности.

Биологи предлагали приматам и некоторые «заготовки», чтобы проверить, как они будут реагировать на те или иные готовые элементы на листе бумаги. От того, как расположены на бумаге готовые линии, точки, круги зависела композиция рисунка. Из этого ученые делают вывод, что обезьяны способны правильно его балансировать.

Каракули и шедевры

«Когда сравнивают рисунки обезьян и детей в возрасте до трех лет, то видно, насколько они похожи как по процессу, так и по результату. Первая стадия развития рисунка – каракули, одинакова у ребенка и у человекообразных обезьян, -- говорит Марина Ванчатова. – Мы, конечно, не говорим, что рисунки обезьян – это искусство. Но мы также не можем утверждать, что каракули детей – это искусство».

Известно, что некоторые человекообразные обезьяны, обученные языку жестов, тоже рисуют. И они – в отличие от остальных, безъязыких, могут «подписывать» свои рисунки. То есть объяснять, что они нарисовали. Среди них особенно отличился шимпанзе Майкл, который нарисовал свою любимую игрушку в виде зелено-желтой композиции. Любимый игрушечный дракон был зеленым с желтым гребешком.

Ну, а сравнить рисунки приматов с общепризнанными произведениями искусства можно, обратив внимание на картинки теста в видеосюжете. В нем три произведения человекообразных обезьян и три произведения художников. Попробуйте угадать, где что.

Полная версия