Москва
3 января ‘25
Пятница

Вторая жизнь сердца тяжелее первой

Операция по пересадке сердца -- эффективный, но не завершающий этап лечения пациента. Как люди с чужим сердцем борются за жизнь, корреспонденту Infox.ru рассказали специалисты ФНЦ трансплантологии и искусственных органов Росздрава.

Пересадка сердца – это, конечно, одна из вершин трансплантологии. Но хотя в мире уже более 55 тыс. сердец пересажено от доноров со смертью мозга пациентам с крайней степенью сердечной недостаточности, в России статистика намного скромнее. В Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов (ФНЦТИО) имени академика В. И. Шумакова Минздравсоцразвития сделано более 140 операций, в остальных клиниках России – еще около десяти. Хотя потребность в трансплантации сердца исчисляется десятками тысяч.

Операция – это только начало

Сама операция по трансплантации донорского сердца – это еще далеко не все. «Центральная проблема трансплантологии – продление жизни пациента с пересаженным органом», -- рассказала корреспонденту Infox.ru заместитель директора ФНЦТИО имени академика В. И. Шумакова доктор медицинских наук, профессор Ольга Шевченко. После пересадки сердца врачи начинают упорную борьбу с осложнениями.

Некоторые пациенты с пересаженным сердцем живут по 20 лет, в России максимальная продолжительность – около 17 лет. Статистика такова: первый год после операции успешно преодолевают 90% больных, пять лет проживают около 70%, десять лет – примерно половина. Это немало, если учесть, что все они до пересадки были обречены.

Ранние осложнения

На первом году после операции самая большая опасность – острое отторжение донорского сердца, говорит профессор Шевченко. Отторжение возникает из-за реакции иммунной системы пациента на чужеродный орган, хотя все пациенты пожизненно принимают лекарства, подавляющие иммунитет.

Даже при совместимости донора и реципиента по группе крови может возникнуть несовместимость по тканевым антигенам. Реакция отторжения развивается в несколько этапов: дендритные клетки и макрофаги донора представляют на своей поверхности белки-антигены, Т-лимфоциты реципиента активируются, мигрируют в трансплантат и реагируют с антигенами. В конце концов иммунные клетки реципиента начинают разрушать ткань донорского сердца.

При своевременном вмешательстве врачи в большинстве случаев способны справиться с острым отторжением. Но это не единственная опасность раннего этапа после операции. Как побочные эффекты подавления иммунитета больного подстерегают инфекции -- бактериальные, вирусные и грибковые, которые могут стать для него смертельными.

Поздние осложнения

В дальнейшем риск острого отторжения снижается и инфекции уже не столь опасны. Но появляются другие, поздние осложнения. Самое распространенное – болезнь коронарных сосудов пересаженного сердца: при ней сужается просвет сосудов и поражается внутренняя стенка коронарных артерий. Именно эта болезнь стоит на первом месте среди причин смертности в более поздние сроки после пересадки.

С этой проблемой трансплантологии столкнулись не сразу, а тогда, когда пациенты с пересаженным сердцем стали благополучно переживать первые этапы. Причины, вызывающие ее, долгое время оставались непонятными. Коронарные сосуды иногда поражаются у людей еще вполне молодых, не отягощенных ни другими заболеваниями, ни высоким уровнем холестерина. Причем все остальные сосуды у пациента в порядке.

Болезнь можно выявить при регулярных ангиографических обследованиях и лечить – восстанавливать проходимость коронарных сосудов. Но понимание ее причин должно привести к более ранней и простой диагностике.

Маркеры болезни сосудов

«В последние годы удалось найти в плазме крови вещества, которые связаны с болезнью коронарных сосудов, -- рассказала корреспонденту Infox.ru Ольга Шевченко. – Они служат маркерами риска и позволяют выявить поражение сосудов на ранней стадии». Специалисты лаборатории клинической и экспериментальной биохимии, которую возглавляет Шевченко, как раз и занимаются изучением таких веществ.

Вещества эти связаны с разрушением внутренней стенки сосудов, с активацией клеток воспаления и иммунных клеток и образованием новых сосудов. В основном это белки или низкомолекулярные пептиды. К ним, например, относится неоптеприн, вызывающий активацию клеток-макрофагов.

«Среди них есть удивительные вещества, например плацентарный фактор роста, -- рассказывает Ольга Шевченко. – Парадоксально, но его нашли в крови мужчины, получившего донорское сердце от мужчины. В данном случае он не имел никакого отношения к плаценте, но при его высокой концентрации риск раннего развития болезни коронарных артерий значительно выше. Еще больше удивились медики, когда у мужчины нашли белок беременности. Оказалось, он тоже универсален».

Задача ученых состоит в том, чтобы выявить молекулярные механизмы болезни сосудов пересаженного сердца и найти способы их затормозить. Возможно, говорят кардиологи, болезни сосудов пересаженного сердца это та биологическая плата, которую мы отдаем за обман природы, за то, что продлили человеку жизнь.

Как выяснилось, много общего между болезнью сосудов пересаженного сердца и атеросклерозом у пациентов с собственным сердцем. Потому что атеросклероз связан не только с нарушением липидного обмена (читай -- уровня холестерина). Все вещества, найденные как факторы риска коронарной болезни пересаженного сердца, способствуют развитию атеросклероза и инфаркта миокарда.

Искусственное сердце годится только на время

Проблема создания искусственных органов решается параллельно с развитием трансплантации донорских органов. Что касается искусственного сердца, сейчас оно нужно для того, чтобы поддерживать жизнь пациентов в ожидании донорского сердца. Иначе они могут просто не дожить до трансплантации.

Разработки так называемых систем вспомогательного кровообращения в России ведутся более 20 лет. В ФНЦ трансплантологии и искусственных органов есть опыт использования искусственного левого желудочка в течение 354 суток. После чего пациенту пересадили донорское сердце.

Специалисты института разработали новый заменитель левого желудочка в виде насоса, работающего в обход этой части сердца. Сейчас он проходит этап медико-биологических испытаний на животных. С его использованием сердце становится биотехнологическим гибридным органом.

Сегодня в мире созданы очень совершенные «искусственные сердца», с которыми человек может прожить какое-то время. Однако пока технологии не могут полностью заменить донорское сердце.

Будущее сердечной трансплантологии

«Общество должно привыкнуть к тому, что человек с пересаженным сердцем это обычный член общества, -- говорит Ольга Шевченко. -- В США живут уже более 20 тысяч людей с пересаженным сердцем. Задача в том, чтобы они могли обращаться за медицинской помощью к обычным врачам по месту жительства. А для того чтобы в нашей стране пересадка сердца перестала быть чем-то сверхъестественным, очень много сделал академик Валерий Иванович Шумаков, который в 1987 году произвел первую успешную операцию и почти 34 года возглавлял НИИ трансплантологии и искусственных органов».

Дефицит донорских органов – основная проблема, сдерживающая развитие трансплантологии. В России первый закон, регламентирующий пересадку органов, принят в 1992 году. Сейчас идет работа над совершенствованием законодательства. Но не менее важно изменить отношение общества к проблеме посмертного донорства органов. Люди должны относиться позитивно к тому, что сердце или почка их умершего родственника спасут чью-то жизнь, считают кардиохирурги.

По словам профессора Шевченко, когда в будущем мы окончательно поймем причины сердечной недостаточности и научимся ее лечить, вообще отпадет необходимость пересадки сердца. Но до этих пор мы вынуждены бороться за то, чтобы пересаженное сердце дольше работало.

Полная версия