Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

ГМ-продукты пропали с российских рынков

Генетически модифицированные продукты пропадают с прилавков продуктовых магазинов, хотя мало кто понимает, что это такое и с чем их едят. Корреспонденты Infox.ru выяснили в НИИ питания РАМН, чем сейчас кормят покупателей производители еды.

Благодаря усилиям фантастов и «зеленых» генно-модифицированные продукты пользуются дурной славой, хотя немногие могут объяснить, что это такое и чем они могут навредить человеку. Но употреблять их в пищу все равно не хотят. При этом бытует мнение, что ГМ-ингредиенты проникли чуть ли не во все продукты и мы едим их против нашей воли. Корреспонденты Infox.ru побывали в лаборатории по изучению новых и генетически модифицированных источников пищи НИИ питания РАМН, чтобы посмотреть, как происходит проверка их безопасности.

Несколько фактов

За 12 лет, прошедших с того времени, как ГМ-культуры впервые внедрили в мировое сельское хозяйство, занимаемая ими площадь увеличилась в 70 раз. В 1996 году она составляла 1,7 млн га, а в 2008 году -- 125 млн га. От всей площади возделываемых земель ГМ-культуры занимают примерно 8,3%.

Основные пищевые ГМ-культуры -- это соя, кукуруза, хлопок, рапс, а всего они включают около 50 видов растений. Среди стран-производителей восемь лидеров: США, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Китай, Парагвай и Южная Африка.

К применению в России сегодня разрешены 15 линий ГМ-культур: три линии сои, восемь линий кукурузы, одна линия риса, одна линия сахарной свеклы и два сорта картофеля. Но так как это российские сорта картофеля, а выращивание ГМ-культур у нас не разрешено, то ГМ-картофеля на нашем рынке нет.

Зачем нужна модификация

Генетически модифицированными называют организмы, в ДНК которых внедрены гены, обеспечивающие какие-либо полезные для человека свойства. Это могут быть гены устойчивости к вредителям, к болезням, к неблагоприятным климатическим факторам. Некоторые гены увеличивают срок хранения сельхозпродукции и улучшают вкусовые качества. В будущем, возможно, растения будут использоваться для производства вакцин и лекарств, чем сейчас заняты в основном бактерии.

«Преимущества ГМ-культур в том, что мы можем получить больший урожай с той же площади, избежать его потери от вредителей и болезней, снизить количество пестицидов и тем самым уменьшить загрязнение окружающей среды», -- объяснила корреспонденту Infox.ru Надежда Тышко, ведущий научный сотрудник НИИ питания РАМН.

Что касается опасности для здоровья человека, то на сегодняшний день она не подтверждена ни в одном квалифицированном научном исследовании.

Кто и как контролирует трансгены

Контроль над безопасностью ГМ-культур обеспечен законодательной базой: это четыре федеральных закона, постановления главного санитарного врача РФ и другие документы. В системе медико-биологической оценки безопасности ГМО работают учреждения Роспотребнадзора, несколько институтов РАМН: НИИ питания, НИИ вакцин и сывороток, НИИ фармакологии, Центр биоинженерии РАН и один институт Минобразования.

Медико-биологическую оценку безопасности проходит любая ГМ-культура перед тем как получить государственное удостоверение о регистрации и выйти на российский рынок. На первом этапе эксперты изучают всю документацию, поступившую на ГМ-культуру, зарегистрированную за рубежом. Затем следует медико-генетическая оценка: содержание заявленного генного фрагмента в продукте ученые исследуют методом ПЦР -- полимеразной цепной реакции.

Специалисты проверяют, не повлияла ли генная вставка на функционально-технологические свойства продукта (скажем, крахмал из генно-модифицированного картофеля должен быть таким же, как и из обычного, по растворимости и другим качествам).

Проверка на вредность

Оценка безопасности начинается с того, что в продукте изучают содержание пищевых веществ и токсичных веществ (тяжелых металлов, микотоксинов, пестицидов). Медико-биологические исследования проводят на лабораторных животных. При токсикологических исследованиях крысы в течение полугода поедают корм с включением ГМ-культуры, например кукурузы. Во время эксперимента ведутся наблюдения за поеданием корма и общим состоянием животных, массу тела измеряют еженедельно на протяжении всего срока.

В конце этого срока ученые устраивают животным полное обследование, включающее состояние внутренних органов, биохимический анализ крови и другие анализы (всего более 80 показателей).

В отдельных экспериментах изучают аллергенность нового продукта (на крысах) и иммуномодулирующие свойства (на двух генетических линиях мышей).

Чтобы показать, не обладает ли продукт свойством вызывать мутации в геноме, под микроскопом анализируют состояние хромосом, а молекулярно-биологическими методами оценивают, не произошло ли повреждений ДНК.

Самое главное опасение, которое вызывают ГМ-культуры, -- влияние на будущее потомство. Недавно ученые изучили влияние корма с включением ГМ-кукурузы на трех поколениях крыс. В экспериментальных группах животных рождалось столько же крысят, они не отличались по массе тела и по развитию от тех, которые рождались у крыс на обычном корме.

В арсенал методов лаборатории НИИ питания входит и ПЦР в реальном времени, что позволяет оценить содержание ГМ-культуры в продуктах не только качественно, но и количественно, а также биологические микрочипы. Ученые начинают работать и с протеомными методами, которые дают возможность построить карту белков организма. «Это методы будущего, -- говорит Надежда Тышко. -- На сегодня у нас есть обширная база данных по белкам, но функции многих белков мы еще не знаем».

Трансгены на рынке

ГМ-культура, прошедшая все проверки, получает экспертное заключение о безопасности и государственную регистрацию. После этого ее включают в реестр разрешенных продуктов питания. Дальнейший контроль над обращением этих продуктов питания на рынке осуществляет Роспотребнадзор. В его ведении находится и контроль над маркировкой продуктов, содержащих более 0,9% генно-модифицированных компонентов. Отсутствие маркировки нарушает закон о защите прав потребителей.

Их стало меньше

Вопреки расхожему мнению, сегодня количество продуктов питания с ГМ-компонентами падает. Так, по данным Роспотребнадзора, в 2004 году на российском рынке доля продуктов с растительными ГМ-компонентами составляла 12%, а в 2007 году -- всего 2,2%. В мясных продуктах их количество снизилось с 20,5% до 3,8%, в растительных белках -- с 16,7% до 3,3%, а в птицеводческой продукции -- с 29,5% до 5,6%.

«Многие производители сейчас отказываются от применения ГМ-культур. Например, используют отечественную сою или заменяют ее низкокачественными животными белками, -- говорит Надежда Тышко. -- Но по пищевой ценности они гораздо хуже сои».

Как считают специалисты, это снижение, вызванное исключительно давлением общественного мнения, временное. Потому что обеспечить питанием будущие поколения без генно-модифицированных продуктов невозможно.

Полная версия