Бессонные ночи быстро приводят к сбоям в обмене веществ
Всего несколько дней со сдвигом времени сна и еды, и у человека нарушается работа сердечно-сосудистой системы, а также сбивается обмен веществ. Не спящие по ночам люди добровольно вгоняют свой организм в стресс, который легко приводит к целой серии заболеваний.
Чтобы выяснить, к чему приводит смещение нормального ритма сна и бодрствования, Франк Шир (Frank Scheer), исследователь Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) и Brigham and Women`s Hospital в Бостоне и его коллеги провели эксперимент. Они проследили, что будет с организмом, если перевести его на режим 28-часовых суток.
Осуществленная мечта – в сутках на 4 часа больше!
В эксперименте участвовали 10 практически здоровых человек (поровну женщин и мужчин). Испытуемых на 10 дней поместили в индивидуальные изолированные комнаты без окон и отобрали часы. Так что о реальном времени суток они ничего не знали. Искусственные сутки продолжались 28 часов, в течение которых испытуемым устраивали «ночь» на 9 часов 20 минут. То есть, количество сна в сутки для них соответствовало 8-часовому сну при обычных 24-часовых сутках. Но каждый раз абсолютное время отхода ко сну сдвигалось на 4 часа позже относительно предыдущих «суток».
Пока испытуемые бодрствовали, они получали четырехразовое питание. В общем, они спали и ели столько, сколько положено, но все это проходило в неправильное время, не соответствующее обычному циркадному ритму человека.
Каждый день у участников эксперимента измеряли артериальное давление, оценивали показатели работы сердца и дыхания, уровень глюкозы и гормонов в крови и моче. А во время сна регистрировали электрическую активность мозга (ЭЭГ) – в данном случае это называется сомнограммой. Она показывает стадии поверхностного и глубокого медленного сна, быстрого сна и количество просыпаний.
И что на это говорит организм
На восьмой день эксперимента, когда пик активности испытуемых пришелся на середину ночи, а спали они днем, ученые зарегистрировали существенные изменения в физиологических показателях. В плазме крови в среднем на 17% снизилось содержание лептина – «гормона ожирения», на 6% повысился уровень глюкозы, на 22% возросло содержание инсулина, полностью перевернулся суточный цикл в содержании гормона кортизола. Это означает, что в организме испытуемых произошли серьезные изменения углеводного обмена. У трех человек после еды уровень глюкозы в крови повысился, словно они находились в преддиабетическом состоянии. Хотя до эксперимента они не имели проблем со здоровьем.
Тогда же у испытуемых в среднем на 3% повысилось артериальное давление. А сомнограмма показала, что эффективность сна резко упала (на 20%), то есть сон стал неглубоким и прерывистым.
«Если даже после нескольких дней сдвинутого режима в организме произошли такие изменения в метаболизме глюкозы и работе сердца, -- комментирует Франк Шир, – то что же говорить о людях, которые годами живут в условиях нарушения суточного ритма!»
Ученый напомнил, что все гормоны метаболизма настроены на 24-часовой суточный цикл. Например, кортизол (гидрокортизон) – гормон надпочечников: его максимальная секреция отмечается в утренние часы (от 6 до 8 часов), чтобы настроить организм на интенсивный обмен веществ, а минимальная – вечером. Такому же ритмe подчиняются и другие гормоны. Даже температура тела, частота сердечных сокращений и артериальное давление меняются в зависимости от времени суток.
Жертвы неправильного режима
«Множество людей вынуждены сдвигать сон на дневные часы из-за режима своей работы, -- подчеркивает Эва ван Коутер (Eve Van Cauter), специалист по сну, профессор медицины Чикагского университета. – Но мы мало знаем о том, к каким последствиям для организма может это привести». По данным Бюро трудовой статистики (Bureau of Labor Statistics), в США 8,6 млн человек работают в сдвинутом режиме. А в нашей стране, скорее всего, еще больше.
И если даже переход на летнее время многими воспринимается тяжело, то вынужденные постоянно работать в неправильном режиме рискуют заполучить повышенное давление, ожирение, а не исключено, что и диабет, резюмируют авторы работы.
Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.