Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Индийский подросток против молодеющего старика

Уже очень скоро, в ночь с воскресенья на понедельник, станут известны очередные лауреаты премии американской киноакадемии. Infox.ru предлагает свой прогноз: кто и за что в этом году получит «Оскар».

Лучший фильм и режиссура

Прежде всего надо сказать, что номинации за режиссуру и лучший фильм в этом году полностью совпали. И едва ли на этот раз они разойдутся по разным картинам.

Лидерами стали два неравнозначных фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера и «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла. Ни тот ни другой режиссер еще ни разу на «Оскар» не претендовали. Финчер и его картина лидируют с 13 номинациями. У Бойла и его «Миллионера» -- десять. Но такое соотношение ровным счетом ничего не значит. Преимущество Финчера очень условное. И, скорее всего, героем нынешней церемонии станет как раз Бойл, уже побывший фаворитом «Золотого глобуса».

Мультфильмами Голливуд кормил в этом году щедро. Но выдающихся почти не было. Почему-то среди номинантов не оказалось вполне хитового «Мадагаскара-2». Претендентов же всего три: «Вольт», «Кунг-фу Панда», «ВАЛЛ-И». Кто победит, кажется, не сложно угадать. Если академиков не покорила любовь роботов в «ВАЛЛ-И», то у них просто нет сердца.
У обоих режиссеров в руках были выигрышные истории и интересные персонажи (оба сценария -- кстати, адаптации литературных произведений -- сойдутся в соответствующей номинации). Но если Финчер показал жизнь как курьезный анекдот, то Бойл вытащил из анекдота подлинную, живую и захватывающую жизнь. Цельность и сила «Миллионера» таковы, что двумя наградами тут никак не отделаешься. И едва ли академики его проигнорируют.

При всех достоинствах фильмов «Фрост против Никсона» Рона Хауарда («Оскар» за «Игры разума» -- лучший фильм и режиссура), «Милк» Гаса Ван Сента (вторая режиссерская номинация после «Умницы Уилла Хантинга») и «Чтец» Стивена Долдри (номинировался как режиссер за «Часы» и «Билли Элиота») они не тянут на статус «события года» и конкуренцию двум лидерам едва ли составят в главных номинациях. Зато у них есть неплохой шанс отыграться в актерских.

Лучшие актеры

При всех достоинствах «Миллионера из трущоб» в одном он уступает конкурентам: звезд в нем нет. И, как следствие, ни одной актерской номинации. Зато Брэд Питт, сыгравший Бенджамина Баттона, претендует на «Оскар», но едва ли получит (это его вторая после «12 обезьян» номинация). Слишком большую часть фильма за него играет грим. Куда выше шансы, скажем, у Шона Пенна получить награду за роль политика-гея Харви Милка. Во-первых, это польстило бы режиссеру-гею Гасу Ван Сенту, во-вторых, сыграл Пенн блестяще. Минусом может оказаться лишь примитивный аргумент: у Пенна уже один «Оскар» (всего было пять номинаций) имеется за работу в «Мистической реке» Клинта Иствуда.

Исключительно сильно и точно сыграна Фрэнком Ланджеллой (прежде не номинировался) роль президента Ричарда Никсона в картине Рона Хауарда «Фрост против Никсона». И приз был бы более чем заслуженным. Но поставить все-таки стоит на Микки Рурка, перевоплотившегося в рестлера в одноименном фильме Даррена Аранофски. Рурк, кажется, вложил в этого персонажа всю свою актерскую и внесценическую жизнь. И «Оскар» будет абсолютно таким же заслуженным, как уже полученный «Золотой глобус».

Что касается мужской роли второго плана, то тут вообще никаких вариантов нет. Ее получит за отца дочка покойного Хита Леджера. Уже даже обсудили юридические детали вручения и права на хранение статуэтки. Сильный мелодраматический момент в церемонии гарантирован. Но если Голливуд, вольно или невольно, эксплуатирует эту печальную историю, это вовсе не означает, что Леджер награды не достоин. Напротив, можно было бы еще поспорить, справедливо ли его гениального Джокера, на котором держится весь «Темный рыцарь», обделили номинацией за лучшую мужскую роль первого плана.

Лучшие актрисы

Острейшая и плохо предсказуемая борьба будет среди актрис. На приз, напомним, претендуют Энн Хэтэуэй («Рэйчел выходит замуж»), Анджелина Джоли («Подмена»), Мелисса Лео («Замерзшая река»), Мерил Стрип («Сомнение»), Кейт Уинслет («Чтец»). Почти точно можно сказать, что без награды останется великая актриса Мэрил Стрип. У нее и так уже два «Оскара» есть («Выбор Софи» и «Крамер против Крамера»), а всего номинаций набралось аж 15. Так что от нее не убудет. К тому же само по себе «Сомнение» не настолько выдающееся кино, чтобы сыграть в нем гениальную роль.

Анджелина Джоли (обладательница «Оскара» за «Прерванную жизнь») очень старается в иствудовской «Подмене» быть решительно не похожей на себя. Ее вечно заплаканные в этом фильме, почерневшие глаза, конечно, могут быть оценены. Но, кажется, самые неплохие шансы у Кейт Уинслет, которая, между прочим, номинировалась до этого пять раз и ни разу, даже за «Титаник», заветную статуэтку не получила. В «Чтеце» у нее очень непростая и неоднозначная роль раскаивающейся эсэсовки. И поплакать там поводов тоже хватает.

Второплановая женская роль представлена актрисами Эми Адамс («Сомнение»), Пенелопой Крус («Вики Кристина Барселона»), Виолой Дэвис («Сомнение»), Тараджи П. Хенсон («Загадочная история Бенджамина Баттона»), Марисой Томей («Рестлер»). Тут может сработать косвенный аргумент. Фильм «Сомнение» построен на хороших актерах (оскаровский лауреат за роль в фильме «Капоте» Филип Сэймор Хоффман тоже играет в «Сомнении» и теоретически претендует на награду за мужскую роль второго плана). Так что было бы справедливо как-то эту картину отметить. Эми Адамс и Виола Дэвис уже могут протирать дома полочку для «Оскара». Однако честнее было бы признать, что Пенелопа Крус совершенно неподражаема в «Вики Кристине Барселоне» и награждать надо ее.

Великие аутсайдеры

Каждый год есть повод порассуждать о несправедливо обойденных не то что наградами, но даже номинациями. И нынешний «Оскар» не исключение. Самых вопиющих и странных примера -- три.

Во-первых, Голливуд фактически сделал вид, что не было такого фильма, как «Темный рыцарь», который вообще-то стал самым кассовым фильмом года и одним из лидеров американского проката всех времен (второе место после «Титаника», заслужившего 11 «Оскаров» и еще три номинации). Выходит, академики больше с мнением публики не считаются. Но это бы ладно. Они не считаются и с мнением интернациональной критики, которая практически записала «Темного рыцаря», безусловно, вышедшего за пределы жанра кинокомикса, в шедевры.

Второе недоразумение -- это отсутствие среди номинантов фильма Сэма Мендеса «Дорога перемен». Уж во всяком случае, это кино не слабее «Чтеца» или «Фроста против Никсона». А актерские работы той же Уинслет и Леонардо ди Каприо проходными не назовешь.

И, наконец, самое поразительное, что ничего не светит «Гран Торино», одному из лучших фильмов Клинта Иствуда и, безусловно, ярчайшей картине года. Конечно, в списке номинантов есть его же «Подмена». Но уровень этих фильмов не сопоставим. Уж как минимум Иствуду полагался «Оскар» за лучшую мужскую роль. Впрочем, Иствуд уже дважды праздновал большие победы, заслужив награды за «Непрощенного» и «Малышку на миллион».

Полный список номинантов можно изучить на сайте «Оскара». И там же можно попробовать себя в качестве предсказателя и посмотреть репортажи о подготовке к церемонии.

Полная версия