Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Полярные романтики поют о цвете снега

По альбому немецкого секстета Polarkreis 18 «The Colour of Snow» можно изучать развитие романтических стилей мирового рока. При этом самая популярная в Германии группа не крадет чужие идеи, а старательно и творчески учится на лучших образцах.

Двуязычные полярники

«Polarkreis» означает всего-навсего «Полярный круг». А число 18 намекает на то, что некий участник экспедиции к Северному полюсу окончательно и бесповоротно отморозил себе два пальца и их общее количество стало на два меньше, чем у нормального индивидуума. Романтическая шестерка из Дрездена любит обыгрывать свое северное происхождение, изображая на обложках различные варианты снега, льда или себя в полузамороженном состоянии. Кроме того, они, будучи группой скорее англоязычной, тем не менее частенько переходят на язык Гете и Шиллера. Иногда даже смешивают языки в пределах одной песни. И вопреки здравому смыслу не только создают серьезную конкуренцию англоязычным коллегам, но и получают за свои лингвистические эксперименты разнообразные награды, от MTV Music Awards до Echo, главной музыкальной премии Германии, нечто вроде нашего «Золотого граммофона». Вот и «Allein, Allein» («Один, один») с нового альбома девять недель возглавляла национальный хит-парад, при этом количество скачиваний одноименного видео из сети составило несколько миллионов. Причем качали не только соотечественники «полярников» -- трафик лихорадило от Сеула до Рио-де-Жанейро.

Песни про туристов и зэков

Polarkreis 18Феликс Раубер, Уве Пасора, Кристиан Грохау, Филипп Маколиз, Сильвестер Венцель и Людвиг Бауэр создали группу еще школьниками. На момент первой репетиции летом 1997 года им всем было про 13 лет.
Действительно ли альбом «Цвет снега» («The Colour of Snow») так хорош, как убеждены его фаны? Скажем, предыдущий «Polarkreis 18» радовал восторженным юношеским парадом мелодий и примером нежного соперничества электроники и живых инструментов. В новом, третьем альбоме оказалось куда меньше эмоций, зато куда больше расчета и напряженной продюсерской работы -- реверанс в сторону Марио Талера из Notwist. Жанр команды по-прежнему определить затруднительно, хотя ничего принципиально нового секстет не делает. Характерный для них прием -- в течение одной песни, как правило, слишком длинной для потенциального хита, обыгрывается несколько вполне узнаваемых стилей.

В «Зэке» («Prisoner»), к примеру, симфоническое вступление в духе немецких экспериментов Боуи конца 1970-х сменяется меланхоличной «новой волной» а-ля Tears for Fears, а после -- истерическими интонациями, одолженными не иначе как у Милен Фармер. «Безымянная картинка» («Untitled Picture»), фортепианная инструментальная пьеса в духе Джо Джексона, под конец расцвечена нью-эйджевским вокализом под Майкла Олдфилда. В композиции «130/70» (имеется в виду размер колес для скутера) музыканты преклоняются перед поздней Ultravox и одновременно снимают шляпу перед глэмовыми экспериментами Деймона Албарна. А когда доходит очередь до «Туриста» («Tourist»), даже самый продвинутый критик теряется в жанровых определениях: построк, диско-краут, чамбер-поп, что дальше? При этом растет и крепнет чувство, что ты все это уже не только слышал, но и можешь напеть, даже будучи разбуженным среди ночи.

Ты неси меня, река

Жизнь в современной Германии, судя по всему, тяжела и безрадостна. Возможно, поэтому за нынешнее Echo в категории «Лучшая группа» боролись наши герои и Tokio Hotel, которые проиграли. Подготовленный меломан, приступая к «Реке, влюбленной в океан» («River Loves the Ocean»), обнаружит смутные настроения Tortoise и атмосферную печаль Sigur Ros. А вокал Феликса Раубера все так же балансирует между тенором и сопрано, временами радуя совершенно женскими интонациями. Список учителей романтических дрезденцев можно продолжить. Но к их чести, надо отметить, они действительно лишь изучают лучшие образцы прошлого с трепетом и умением. А не откровенно эпигонствуют, как ходящие нынче в звездах никчемные Empire of the Sun. А если «полярников» и заносит, то в исключительно приятные жанровые области. Не слишком романтически настроенный слушатель вполне может закрыть для себя подобные эмоции, ограничившись одним «Цветом снега».

Полная версия