Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Дэнни Бойл увидел настоящую Индию

20 миллионов рупий и красавицу Латику получает в награду за веру в предназначение Джамаль Малик, главный герой фильма «Миллионер из трущоб». В московский прокат выходит лучший фильм прошлого года от режиссера Дэнни Бойла.

Началось все с хорошей идеи, которую придумал индийский писатель Викас Сваруп в романе «Вопрос -- ответ». Подросток по имени Джамаль Малик, выросший в трущобах Бомбея, попадает на шоу «Кто хочет стать миллионером?», отвечает на все вопросы и выигрывает 20 миллионов рупий, то есть где-то около $101 522. Ведущий шоу не верит, что парень знал ответы, и накануне решающего раунда игры сдает его полиции. Во время допросов выясняется, что дело не в мошенничестве и не в уникальной эрудиции Джамаля – он, кстати, не знает многих элементарных вещей. Просто каждый вопрос намертво связан с его жизнью.

Ответ -- жизнь

Джамаль Малик находит ответы, вспоминая, как была убита его мать, как они скитались вместе с братом Салимом по трущобам, как встретились с девочкой Латикой, которую Джамаль полюбит на всю жизнь, как попали в шайку побирушек, как бежали и мотались по стране на поездах, как была заработана стодолларовая купюра, как Салим стрелял в бандита, калечившего детей, чтобы те вызывали жалость и приносили больше милостыни. Так что ценой игры становится вся жизнь Джамаля. А выигрыш определяется не знаниями, а судьбой. К тому же главный выигрыш тут вовсе не деньги, а любовь красавицы Латики.

Самодостаточная музыка«Миллионер из трущоб» не только хорошо смотрится, но и отлично звучит.

Идея настолько хороша и кинематографична, что права на экранизацию были куплены еще до публикации романа. Сценарист Саймон Бьюфой сделал прекрасную адаптацию, перемешав эпизоды и протянув через весь фильм тонкую и красивую романтическую линию. А режиссер Дэнни Бойл просто сделал из этого сценария «лучший фильм прошлого года». Иначе, кажется, про это кино никто и не говорит. Бойла чуть ли не единогласно захвалили и потихоньку заваливают наградами (четыре «Золотых глобуса» и семь призов Британской киноакадемии, а также несколько фестивальных наград уже получены, впереди – десять номинаций на «Оскар»). И причем все это абсолютно заслуженно и не вызывает ни малейших возражений. Бойл сделал картину безупречную. Но берет она не этим.

Индия изнутри

Прежде всего Бойл стремился изменить, условно говоря, «западный» взгляд на современную Индию и показать ее не с точки зрения постороннего, пусть даже сочувствующего, наблюдателя, а изнутри. Он не хочет ощущать себя туристом, погнавшимся за экзотикой. Бойл забирается внутрь. В самую гущу трущоб Джуху, едет в поездах, толкается в толпе на бомбейском вокзале, шастает по помойкам, чтобы смотреть оттуда. И рассказывает фантастическую сказку, пропитанную при этом подлинными и живыми фактурой и энергией. Конечно, это не документальное кино, и оно не претендует на объективность и полную достоверность. Бойл передает ощущение от Индии как от страны, в которой кино не просто боготворят, в которой оно живет не только в болливудских студиях, но и на тесной улице, и на стройке, и в трущобах. Но и киногеничностью индийской натуры этот фильм не измеришь.

Самое захватывающее в нем, причем с первой же сцены, в которой шайка детей удирает по трущобам от полицейских (кстати, самая любимая сцена Бойла) -- это невероятная витальная энергия. Та энергия, ради которой западный человек и едет в Индию. Жажда жизни и вера в судьбу оказываются настолько мощными, так переполняют Джамаля Малика, что его путь, полный лишений и поражений, неизбежно должен привести к главной победе и финальному танцу на вокзальном перроне вместе с Латикой. «Миллионер из трущоб» сделан как британский фильм, но кончиться он мог только по канонам индийского кино. Таково, видимо, его предназначение.

Полная версия