Никсон против всех
Примерно два часа фильма «Фрост против Никсона» режиссер Рон Хауард тратит на то, чтобы пересказать исторический анекдот о том, как телеведущий Дэвид Фрост вывел на чистую воду экс-президента Ричарда Никсона. Но слушать этот анекдот почему-то необыкновенно интересно.
Наверное, все дело в том, что режиссер Рон Хауард давным-давно, в 1972 году, голосовал за Ричарда Никсона. И делать элементарное разоблачительное либеральное кино он не стал. Потоптаться на президенте, чье имя накрепко связано с уотергейтским скандалом, мог бы кто угодно. Тем интереснее смотреть, как режиссер, симпатизирующий одиозному политику, ищет ему оправдания так, чтобы самому при этом не подставиться.
Фильм «Фрост против Никсона» сделан по пьесе английского драматурга Питера Моргана. Она успешно шла на Бродвее. И Фрэнк Ладжелла, сыгравший в театре и теперь в кино Ричарда Никсона, уже получил за эту роль премию Тони, номинировался на «Золотой глобус» и вполне обоснованно претендует на «Оскар». Его участие в фильме было для Хауарда принципиальным. Ведь Ланджелла не разоблачает и так уже тысячу раз разоблаченного экс-президента, но и не давит на жалость. Он играет личность исторического масштаба, поставившую себя выше морали и закона.
В 1977 году британский телеведущий Дэвид Фрост (Майкл Шин) вел несколько развлекательных шоу и неплохо себя чувствовал. Но его мучила мысль, что настоящим успехом была его работа в Америке. И успех этот прошел. Тем временем экс-президент Ричард Никсон, счастливо избежавший суда за уотергейтский скандал, вел грустную жизнь благополучного пенсионера и развлекал на благотворительных вечерах миллионеров историческими байками. И его успех тоже давным-давно закончился.
Им обоим нужен был какой-то сумасшедший прорыв. И собственно, поэтому серия интервью Никсона Фросту состоялась. Фрост думал использовать Никсона как трамплин, вернуться в серьезную тележурналистику и получить шоу в США. Никсон рассчитывал воспользоваться Фростом, чтобы косвенно оправдаться, напомнить о своих заслугах перед страной и вернуться в политику.
Хауард вытащил из пьесы Моргана прежде всего тему несоизмеримости масштабов легковесного шоумена и бывшего президента, вершившего судьбы мира. Тем ценнее оказывается победа первого над вторым, причем победа нокаутом. Попытка Дэвида Фроста разоблачить Ричарда Никсона почти провалилась. И Хауард с явным удовольствием показывает, как серия интервью, задуманная как разоблачительная, неотвратимо превращалась в триумф Никсона, который непринужденно давил Фроста авторитетом. И фактически додавил, пока речь не зашла о пресловутом Уотергейте. Для Хауарда скандальное признание Никсона перед телекамерой, что президент может быть выше законов, похоже, так и не стало в полной мере заслугой Фроста. Фрост -- лишь повод для Никсона, чтобы наконец выговориться. И лучшая сцена картины – блестящий монолог Ланджеллы о судьбе выскочек, который он проговаривает по телефону накануне решающего интервью. И это, наверное, один из самых эффектных и напряженных телефонных разговоров вообще в истории кино.
Ожидать от Хауарда такого сильного драматического действа, построенного, казалось бы, всего лишь на разговорах, было сложно. В его карьере смешались фильмы столь же несомасштабные, как Фрост и Никсон. Скажем, «Гринч: похититель Рождества» и «Игры разума», «Аполлон-13» и «Нокдаун». «Фрост против Никсона» последовал за экранизацией «Кода да Винчи». И как ни странно, конспирологический триллер, изобиловавший сюжетными виражами, получился у Хауарда лишь набором вялых клише. А камерная разговорная пьеса вдруг превратилась в настоящий психологический боевик.