Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Том Круз сыграл германского супермена

Покушение на Гитлера превратилось в захватывающий триллер в фильме Брайана Сингера «Операция «Валькирия». Том Круз играет в нем полковника Штауффенберга, доблестного офицера и национального героя Германии.

Более или менее близкий к историческим фактам сюжет излагает в своем фильме режиссер Брайан Сингер. 20 июля 1944 года в ставке «Волчье логово» было совершено последнее и самое знаменитое покушение на Гитлера. Полковник Клаус фон Штауффенберг, начальник штаба армии резерва, принес на совещание бомбу, которая благополучно взорвалась, убила четырех человек, нескольких ранила, но Гитлер при этом чудом уцелел. Нечеловечески геройского Штауффенберга играет очень хмурый Том Круз.

Супер-Круз

Хрестоматийную историю Сингер рассказывает с детской непосредственностью, так, словно до него никто этого не делал. Начинается она в Африке, где под командованием Роммеля служил Штауффенберг и где был серьезно ранен – потерял левый глаз, правую кисть и два пальца левой руки. Так что Крузу тоже приходится обходиться без них. И, надо признать, справляется он довольно ловко и выглядит не просто доблестным офицером, но цельным куском несокрушимого арийского духа.

План «Валькирия»Весной 1942 года генерал Фридрих Ольбрихт, контролировавший сеть информации армии резерва, разработал план переворота, основанный на штатном плане «Валькирия». Он был рассчитан на случай чрезвычайных ситуаций и внутренних беспорядков. Согласно этому плану (утвержденному самим Гитлером), в случае потери связи с руководством страны армия резерва подлежала мобилизации. Ольбрихт предложил сразу после убийства Гитлера ввести «Валькирию» в действие, мобилизовать армию резерва, разоружить СС и арестовать прочее нацистское руководство.
Его игру довольно сложно оценивать или анализировать, поскольку на эмоции актер особо не разменивается и практически весь фильм не снимает маску «железного» героя. Все-таки опыт Сингера, поставившего две части «Людей Х» и «Возвращение Супермена», сказывается. Режиссер не может налюбоваться на Круза в роли бравого Штауффенберга. Мундиры на актере сидят безукоризненно. Единственный глаз сверкает огнем. Даже лишенная кисти рука в нужный момент сыграет весьма эффектно. А в финале Круз яростно крикнет навстречу пулям: «За великую Германию!»

За великую Германию!

Поскольку покушение 20 июля было слишком уж важным эпизодом Второй мировой войны, нужно было заложить в кино какое-то послание. Мудрствовать не стали и решили устроить несколько неожиданную реабилитацию немецкого народа, в котором вроде как не все были за фашистов, а имелось еще и внутреннее Сопротивление. Советское искусство в подобных случаях пользовалось Эрнстом Тельманом и коммунистами-подпольщиками. Голливуд взял генеральскую и аристократическую военную верхушку, лучшим представителем которой стал Штауффенберг -- в Гитлере он разочаровался еще в 42-м и был против уничтожения евреев и концлагерей. Ради чего он пошел на войну и храбро сражался в Польше, Франции, России и Северной Африке, выяснять не стали. Ограничились туманным «за великую Германию».

Операция «А вдруг»

Всем отлично известно, что попытка группы высших офицеров и чиновников устроить в Берлине переворот и захватить власть провалилась. Гитлер спасся -- надо ли напоминать? Не надо. Сингер делает все, чтобы вы хоть на полтора часа забыли очевидные вещи. На самом деле «великая Германия» и тривиальное утверждение, что среди немецких военных были приличные люди, его мало волновали. А вот по-настоящему его волновал саспенс.

Покушение 20 июля
«Операция «Валькирия» -- это игра в «как будто» и «а вдруг». Режиссеру интереснее всего заставить публику, знающую наперед финал, переживать за каждый момент покушения и мятежа, думать, что вот еще чуть-чуть -- и все получится, что каким-то чудом история на экране повернется вспять. Портфель с бомбой останется там, где надо. Гитлер взорвется. Геббельс прежде времени проглотит смертельную ампулу. А Штауффенберг вернется к семье и, может, даже обзаведется хорошим американским протезом.
Полная версия