Лучший российский фильм 2008 года по версии премии «Золотой орел» станет известен сегодня.Киноакадемикам предстоит выбор между сильно приукрашенным Колчаком и безжалостно правдоподобными девятиклассницами, двумя хорошими по-своему врачами и влюбленным студентом.
Без скандала
Главная интрига нынешнего «Золотого орла» в том, что, похоже, на этот раз скандала не будет. По крайней мере сопоставимого с предыдущим, когда «Лучшим фильмом 2007 года» были названы михалковские «12». Победив тогда в пяти из шести возможных номинаций, фильм при этом поставил своеобразный мировой рекорд. Ведь только за лучшую мужскую роль статуэток набралась целая дюжина, поскольку все 12 присяжных показались академикам одинаково гениальными. Недовольных возмутило, конечно, не количество пойманных Михалковым «Орлов», а запрограммированность этого решения. Формально ничто не запрещает председателю Союза кинематографистов номинироваться на национальную премию российских киноакадемиков, но все-таки не слишком прилично получать премию имени себя.
С кем вы, господа академики?
Исторический блокбастер «Адмиралъ» (режиссер Андрей Кравчук) формально выглядит фаворитом нынешнего «Золотого орла». Фильм, который не пнул только ленивый критик, набрал наибольшее количество номинаций, включая самую главную -- «Лучший игровой фильм». Также картина претендует на награды за лучшую мужскую роль, лучший сценарий и лучшую музыку к фильму. Хватит ли академикам смелости отдать самому раскрученному и разруганному фильму года главного «Золотого орла» -- гадать не будем (по крайней мере «Ирония судьбы. Продолжение» даже не вошла в список номинантов, хотя была представлена в лонг-листе). Но вот Хабенского за его Колчака наградить могли бы – все-таки хороший актер да и вальсирует вовсе не дурно.
«Дикое поле» (режиссер Михаил Калатозишвили) -- кинопритча про дикую степь и молодого врача, который вот в этой самой степи растворяется под изумительную музыку Алексея Айги (номинация «Лучшая музыка к фильму»). Фильм уже признан российскими кинокритиками лучшим фильмом года (премия «Белый слон»), а некоторые готовы называть его и лучшим фильмом десятилетия. Картина номинирована также на лучший сценарий, и будет странным, если эта награда достанется кому-то другому. Алексей Саморядов и Петр Луцик написали свой блестящий сценарий 15 лет назад. К сожалению, они не дожили до его экранизации и не смогут дать своей оценки фильму. Но можно предположить, что она была бы высокой: в «Диком поле» сохранена специфическая атмосфера их кинематографа.
Чулпан Хаматова, сыгравшая любимую женщину героя, номинирована на лучшую женскую роль. А младший Герман имеет шанс получить еще одну премию -- за режиссерскую работу, если одолеет Алексея Учителя и Карена Шахназарова.
«Исчезнувшая империя» (режиссер Карен Шахназаров) переносит зрителей в 1974 год, что по сравнению с мятежными временами других соискателей «Золотого орла» кажется тихой гаванью. Джинсы «Вранглер» и пластинки «Роллинг Стоунз», купленные у фарцовщиков, в Театре на Таганке дают «Гамлета» с Высоцким, а в пединституте -- любовь. От Шахназарова ждали нового «Курьера», только про 70-е. От этих завышенных ожиданий вышло некоторое разочарование – впрочем, без особого раздражения. «Исчезнувшая империя» номинирована на «Лучший фильм» и «За лучшую режиссерскую работу». Но, по правде сказать, это больше похоже на номинацию за «общие заслуги».
«Все умрут, а я останусь» (режиссер Валерия Гай-Германика) -- один из самых неожиданных претендентов на звание «Лучший фильм года» за всю историю вручения «Золотого орла», премии консервативной и обычно не склонной к эпатажу. Странный фильм о непростой жизни девятиклассниц, показанной (как кажется взрослым дядям и тетям, которые пишут рецензии) с шокирующей откровенностью. Картина вызвала и у критиков, и у обычных зрителей парадоксальную реакцию: «Смотреть тошно, но вообще фильм очень хороший». И между прочим, не стоит забывать, что Гай-Германика получила два поощрительных приза в Каннах.
Так что на этот раз российским киноакадемикам предстоит следующий очень даже не очевидный выбор: продюсерская мощь против подростковой наглости, между которыми негромкое, но по-настоящему большое искусство. Интрига получилась гораздо более увлекательная, чем мучительный выбор между Михалковым и Немихалковым.