Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Мюзикл «Мата Хари» прощает предателя

О судьбе знаменитой шпионки времен первой мировой войны рассказывает мюзикл «Мата Хари», снабженный подзаголовком «Музыкальная авантюра». Спектакль был задуман режиссером Евгением Гинзбургом и продюсером Юлием Малакянцем еще до кризисной паники, и масштаб действия впечатляет с самого начала: буйство световых эффектов, роскошные костюмы и декорации, немое кино и кадры военной кинохроники на большом экране.

На сцене Театра эстрады – атмосфера предвоенной Европы, 1914 год. «Мне сегодня, как малыш, улыбается Париж» напевают герои и массовка. Где-то уже гремит война, а парижская богема плывет в опьяняющем коктейле пороков: «Женщины не отказывали ни в чем ни себе, ни мужчинам». Танцевальные номера сотрудниц парижских домов терпимости, с которыми в основном и общается главный герой, разведчик Жорж Маслов, поставлены балетмейстером театра «Сатирикон» Валерием Архиповым страстно, четко и с учетом эпохи. При этом в девушек словно вмонтирована пневматика. Они работают, как хорошее оружие, и переламываются, как новенькие винтовки. Артисты одновременно танцуют и поют, сохраняя дыхание, и слаженность их работы говорит о живучести отечественного мюзикла. Глядя на них, убеждаешься, что воля этих людей направлена на расцвет жанра во что бы то ни стало.

Исповедь подлеца

Тексты песен и либретто Александра Вулых, автора более пятисот песен для российской эстрады, – главная удача спектакля. Запутанная судьба Маты Хари уложена в компактное ясное либретто и запоминающиеся стихи, которые в акустике Театра эстрады звучат не всегда внятно, что очень жаль.

Повествование ведется от лица русского офицера-разведчика Жоржа Маслова. Разочарованного героя, попробовавшего в этой жизни все наслаждения, совершившего все смертные грехи и уже сорок лет раскаивающегося в главном преступлении жизни – предательстве любви, играет Эммануил Виторган. Его герой вроде подлец и предатель: «Вот я стою, и вы скажете – стоит подлец. Сяду – все тоже – сидит подлец. И даже – сидит, подлец!» Но это подлец кающийся и подлец гениальный -- Маслов придумал шифр, вошедший в историю. Точки и тире секретных сообщений он перекладывал на ноты. В эфир летело: «Ах, мой милый Августин!» А значило: «Агент провален. Требуется замена».

Песни из мюзикла "Мата Хари"О чем поют главные герои

Продавшись немецкой разведке, Маслов ведет разгульную жизнь в Париже. Молодого Маслова, поющего и танцующего, играет певец и модель Данко. Больше всего его пьянят деньги. Работая на немецкую разведку, русский офицер продавал Россию, получал хороший гонорар за предательство и покупал благосклонность Гертруды, Маргареты Гертруды Зелле, танцовщицы Маты Хари, чье имя означает на индонезийском и малайском языках «солнце», или буквально «глаз дня». Главную героиню в разных составах играют Теона Дольникова (Эсмеральда из «Notre Dame de Paris») и Валерия Ланская (актриса мюзикла «Монте-Кристо»). По сюжету мюзикла ради любви к Маслову лучшая танцовщица Парижа становится проституткой и секретным агентом. И циничный Маслов укладывает ее под нужных людей.

40 лет мучений

«Наша страсть была замешана на предательстве и крови. Мы любили друг друга, слизывая кровь загубленных нами душ. В постели с Гертрудой даже глухонемой мог выдать все тайны. Я сам ее укладывал – деньги опьяняли меня. И было к пропасти бежать и весело, и больно», -- вспоминает герой Виторгана, стоя в углу сцены, печально курит и смотрит, как страстно льнет Мата Хари к молодому Маслову.

Виторган, концентрирующий на себе все внимание зрительного зала, наблюдает, как Маслов и Гертруда сами сооружают себе гильотину. По их наводкам немцы взрывают корабли, уничтожают города, стирают государства. Все идет прекрасно, пока Маслову не предлагают сдать Гертруду контрразведке. И он сдает ее французским властям. Скандал на всю Европу: известная танцовщица – немецкая шпионка! Гертруда – Маслов вспоминает ее именно так, не как Мату Хари -- сама защищает себя в суде, отказавшись от адвоката.

И когда растерянный, обезумевший от тоски, постаревший шпион снова и снова ждет прошлых встреч с любовью и прокручивает кинопленку, на которую завербовавший его агент Владислав Пшенек снял суд и расстрел Маты Хари, публика должна простить побитому жизнью разведчику его преступление – все-таки 40 лет человек мучается. И на финальной песне «Мы все в ответе за любовь» ползала плачет --кто не предавал?

Полная версия