Открылись «Творческие мастерские для детей любого возраста» -- самое оживленное место на «Винзаводе», где родители и организаторы увлечены происходящим ничуть не меньше самих детей.
Идея детского уголка на «Винзаводе» (звучит немного диковато, но мы-то понимаем, что речь идет о центре современного искусства) возникла с момента его открытия. Предполагалось, что это будет место, где родители могли бы оставить на время своих детей, а сами спокойно смотреть «взрослые» выставки. Спустя полтора года после появления самого «Винзавода» «Творческие мастерские для детей любого возраста», наконец, заработали. Не прошло и месяца, как стало понятно, что скоро все изменится и уже дети будут тащить родителей на «Винзавод».
Разрисованная цветными фломастерами табличка у проходной «Винзавода» укажет вам направление -- идите налево. А дальше не ошибетесь. Художественный беспорядок за стеклянными дверями -- верный знак того, что вы попали в нужное место. Пространство «Мастерских» больше всего напоминает детскую счастливого ребенка, которому родители разрешают рисовать на обоях и не заставляют убираться на столе. Картонный замок разукрашен в стиле «кто во что горазд». Есть живописный сугроб, палатка, где расстелен ковер. Подушки разбросаны по полу. На столах всякая всячина: микроскопы, кисти и краски, невиданные головоломки, музыкальные инструменты, диковинные конструкторы.
«Мы стараемся организовать максимально свободное пространство, -- говорит организатор «Мастерских» Вячеслав Мыльников. -- Здесь все можно трогать руками, всюду лазить, смотреть во все приборы, играть во все головоломки, стучать в барабаны и рисовать прямо на полу на больших листах. О том, что многое запрещено, неприлично или неудобно, дети узнают в других местах».
Стань «сам себе кроликом»
За столом, высунув от старания язык, рисует двухлетняя девочка, рядом мальчик делает разноцветные бусы из войлока. Шумно стучат барабаны и марокассы (это перкуссионист Володя БИГ принес свою коллекцию инструментов). В музее микроскопов на экране можно увидеть увлекательные сценки из жизни инфузорий. Этим зрелищем почему-то особенно увлечены взрослые папы. В другом углу дети по очереди ныряют в сугроб -- это «Праздник всеобщего оживления». Все оживлены необычайно. В течение дня картина поменяется: придут другие мастера, и каждый желающий сможет научиться рисовать китайской кистью, превратиться в актера театра африканской моды, посмотреть народную бурятскую сказку, стать «сам себе кроликом», с помощью пластиковой бутылки узнать, как работает сердце, или попасть на фотокружок, где, может, и не научится фотографировать, но зато узнает, что камеру можно сделать и из консервной банки.
Здесь выясняется, что удивительное доступно абсолютно всем. Любой может извлекать невероятные звуки из флейты, все умеют рисовать, танцевать и даже летать. А математика и физика, оказывается, интереснее, чем фокусы.
«Наша задача была в том, чтобы собрать в одном месте мастеров, которые могут научить, не напрягая, -- рассказывает Лорина Головина, директор музея «Сфера», которая представляет в «Мастерских» интерактивную выставку микроскопов. -- Тут нет традиционной педагогики. Каждый из нас старается разбудить любопытство. Чтобы человек, увидев, например, нашу выставку, сказал сам себе: я ничего не понял, но мне дико интересно, и я хочу теперь микроскоп. Знаете, мы тут рассматривали елочную иголку. Оказывается, под микроскопом она очень похожа на огурец. Это так удивительно!»
На вопрос, зачем взрослые, семейные, нагруженные работой люди проводят свое свободное время здесь, все мастера ответили: потому что нам самим здесь очень интересно.
Мы ходим здесь в носочках
Вячеслав Мыльников хотел бы сделать «Мастерские» клубом для детей, местом, ради которого они бы с радостью оставили свой любимый компьютер и телевизор. «Мы поэтому не даем особо рекламы, хотим, чтобы к нам приходили только «свои» люди, которым тут нравится и которые нам приятны. Наши «Мастерские» подойдут не всем родителям», -- предупреждает он. Как-то одна мама пришла узнать, что и как, рассказывает Мыльников: «Мы и показали объявление «Мы ходим здесь в носочках» и попросили ее снять обувь. Она давай возмущаться: с какой стати. Я даже переубеждать ее не хочу».
Так что, если вы понимаете, зачем надо снимать ботинки, если вас не раздражает творческий беспорядок и вы хотите расти вместе с детьми в одной культурной среде, вас ждут здесь ежедневно.