В Москву приехала космическая опера
Оглушительные британские рокеры Muse приехали в Россию на пике своей космической формы. Единственный московский концерт состоится в Олимпийском 22 мая.
Первые вылазки
Самый первый визит Muse в Россию случился в конце 2001 года. К тому времени молодые британцы, игравшие альтернативный рок, уже выпустили два успешных альбома и были очень популярны у себя на родине, но на аншлаги в нашей стране совсем не рассчитывали. И зря – только на московский концерт в «Лужниках» пришло десять тысяч зрителей, а позже была столь же удачная вылазка в Питер. Правда, тогда Muse еще не привыкли к роли больших звезд, отчего иногда случались конфузы. Например, через год группе довелось выступать на Московском каскадерском фестивале. Там, на фоне мотоциклистов-акробатов, тяжелых грузовиков и прочей экстремальщины британцы растерялись и не смогли завоевать внимание публики.
По итогам тех двух поездок лидер Muse Мэтт Беллами написал большую статью в Guardian. В ней он жаловался на отсутствие звездной самоуверенности и на то, что у нас его группу сравнивают с «замшелыми арт-рокерами Yes и Rush». Кроме того, он рассказал о безумствах русских фанаток и постарался развенчать домыслы о том, что британцы хорошо играют только тихую музыку.
Космические амбиции
Прошло девять лет, и теперь Muse уже не смутить никакими мотоциклистами. Любимцы молодежи превратились в адептов глобального рока с космическими амбициями. На все жанровые каноны они давно плюнули и оглушают народ всем, чем умеют: симфониями по мотивам европейской классики, скоростными гитарными запилами и сверкающей попсой. Музыкальный автомат Muse идеально отлажен и работает без сбоев, но рокеры все так же фанатично репетируют и не намерены останавливаться на пути к запредельным высотам. В такой кондиции группа приезжала в Россию еще раз, уже в 2007 году.
По размаху концертных шоу «Муза» догнала признанных лидеров мировой сцены U2. Достаточно сказать, что выступления англичан обслуживает больше трех сотен человек технического персонала. В ответ ирландцам с их 360-градусной площадкой и зависшим над ней гигантским металлическим пауком англичане возводят на сцене почти настоящие небоскребы, сияющие тысячами огней.
Звездный кодекс
Muse часто критикуют. Группу упрекают в заимствовании чужих идей и прямом копировании Queen, неуемной гигантомании и стремлении быть в каждой бочке затычкой. Тут тебе и топографические ребусы для поклонников по всему миру, и борьба с «фанерными» телешоу, и будущий саундтрек для Олимпиады в Лондоне. Не забудем и про песни для вампирской саги «Сумерки», создательница которых Стефани Майер называет Muse своей любимой группой. Все бы хорошо, но иногда слишком много. А кто-то просто считает фальцет Беллами визгливым и думает, что он съехал с катушек в своих бесконечных рассуждениях о свермассивных черных дырах, заговорах земных властей, инопланетной жизни и Соединенных Штатах Евразии.
Впрочем, у музыкантов есть свои поводы для оправданий. В упомянутой статье 2002 года Беллами писал: «В последнее время звездами на британской рок-сцене становятся только тихони. Даже на своих концертах они хотят выглядеть простыми ребятами, а не знаменитостями. Но артисту, если он хочет играть перед тысячами людей, недостаточно быть всего лишь «простым парнем». Он должен сделать из себя яркую личность и давать публике то, чего она никогда не увидит в обычной жизни».
Лидер Muse всегда гордился тем, что его детище сравнивают с Queen. Правда, раньше схожих черт он видел немного: «Мы тоже любим «большой звук» и не боимся масштабных шоу, только и всего». Зато сегодняшний Беллами, уже не стесняясь, пользуется в альбоме «Resistance» фирменными приемами легендарных земляков: многоголосицей и эпическими соло «а-ля Брайан Мэй». И ведь ни в чем, кроме как в горячей любви к кумирам, его и не упрекнешь.
В свой очередной приезд в Россию Muse отыграют концерты в Санкт-Петербурге и Москве – 20 и 22 мая соответственно. Прекрасная возможность своими глазами увидеть музыкантов, хотевших стать рок-звездами больше, чем кто-либо в последние десять лет, и уверенно этого добившихся.