Планета «Меланхолия» обрушилась на каннский конкурс
The Telegraph
На днях был представлен долгожданный фильм Терренса Малика «Древо жизни». Идея создания «Древа» появилась у режиссёра ещё в 1978 году, но съёмки начались только три года назад. Обозреватель «The Telegraph» Сахдев Санду пишет, что в Каннах новую работу Малика ждали, затаив дыхание. Однако зрители уходили с показа, не дождавшись титров. Дело в том, что «Древо жизни» - самая слабая картина из всех, когда-либо снятых Маликом, считает критик.
Режиссёр постоянно цитирует сам себя. Временами фильм даже напоминает автопародию. Несмотря на то, что в «Древе» есть несколько изумительно красивых сцен, фильм выглядит как перегруженный деталями набор топографических картинок и снимков из космоса. Они неуклюже вплетаются в четко выстроенную, но далеко не выдающуюся историю маленького американского городка 1950-х. «Древо» начинается с цитаты из «Книги Иова». Метафоры дерева и корней используются для того, чтобы связать послевоенный Техас и бесконечность. Нельзя не восхититься подобными амбициями: картина явно пытается выйти за рамки простого кинопоказа, считает Санду. Он полагает, что роль отца семейства по фамилии О’Брайен -- самая сильная в фильмографии Брэда Питта. Однако «его персонаж, как и все остальные, менее важен, чем трава, по которой он ходит и воздух, которым он дышит», утверждает критик.
The Hollywood Reporter
Так же лестно отзывается об игре Питта «The Hollywood Reporter». Тодд Маккарти тоже относит роль актёра в картине Малика к числу лучших. Да и сам фильм Маккарти оценивает высоко: «Древо жизни» - исключительная работа, импрессионистское, метафизическое изучение места, которое человечество занимает в великой системе вещей».
По его мнению, в картине «взвешивается невесомое, задаются вопросы, на которые религиозные и мыслящие люди отвечали тысячелетия». В фильме есть совершенно великолепные находки, одновременно очевидные и незаметные. Их вполне достаточно, чтобы назвать «Древо жизни» исключительной картиной, считает Маккарти.
Сюжет выстроен нетрадиционным способом. Это не обычный рассказ с определённым набором персонажей и драматическим конфликтом, но, скорее, симфония из нескольких частей. По мнению Маккарти, «Древо жизни» напоминает ленту Стенли Кубрика «2001 год: космическая одиссея». Фильмы роднит божественное, неземное освещение, показ ключевых моментов в развитии жизни на Земле и долгие сцены без диалогов. Вероятно, молчание необходимо, чтобы предоставить зрителю возможность подумать о вопросах, которые редко поднимаются в картинах более удобных для восприятия.
The Guardian
Новая картина Ларса фон Триера «Меланхолия» была показана в среду в основном конкурсе. Газета «The Guardian» уже опубликовала рецензию, в которой называет фильм Триера «неинтересным и комичным, предположительно о конце света».
По сюжету во время свадьбы главной героини Жюстин в небе появляется красная точка, планета Меланхолия, которая неумолимо приближается к земле, грозя ей гибелью. «Если бы «Меланхолия» была задумана с настоящей страстью и воображением или если бы она была хорошо написана или сыграна, в любом случае она могла бы сойти за странноватый шедевр», - пишет Питер Брэдшоу. Однако сцена свадьбы Жюстин утомительна и скучна. Кажется, никого не волнует грядущая катастрофа: громадная планета висит в небе, но никому не приходит в голову включить телевизор и узнать, что происходит. Жюстин и её сестра Клэр встречают Меланхолию стеклянными глазами и обиженным бормотанием.
Брэдшоу называет картину «хихикающей арией мнимой боли и ложного восторга». «Ларс фон Триер написал и снял фильм в своём классическом самодовольном стиле, -- заявляет Брэдшоу. -- Возможно, это кино является ещё одним симптомом широко обсуждаемой депрессии режиссёра или таким видом терапии, который включает перенос его депрессии на зрителей».
16-18 мая, 2011.