Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Группа Franz Ferdinand зовет на танцы

Своим третьим диском группа Franz Ferdinand обещала покорить танцполы. И хотя замысел энергичных шотландцев не доведен до логического конца, новый альбом «Tonight: Franz Ferdinand» подтвердил статус ярчайших звезд современного британского рока.

Центром притяжения для участников будущей группы стала Школа искусств Глазго, в которой учились живописи Алекс Капранос и Роберт Хэрди, а их знакомый Пол Томсон подрабатывал натурщиком. Капранос и Томсон, прежде игравшие в группе Yummy Fur, в 2001 году решили собрать собственный коллектив, куда пригласили и Хэрди. Чуть позже к ним присоединился профессиональный музыкант Ник Маккарти, он познакомился с будущими коллегами через свою девушку, учившуюся в той же школе.

Новоиспеченная рок-группа получила свое название в честь эрцгерцога Франца Фердинанда, убийство которого в Сараеве в 1914 году спровоцировало начало первой мировой войны. Музыканты вспомнили о злосчастном наследнике австрийского престола после просмотра скачек -- одна из лошадей носила кличку Эрцгерцог.

Музыкальное открытие начала века

Franz Ferdinand быстро приобрели популярность среди молодых жителей Глазго, устраивая бесплатные концерты и вечеринки на своей репетиционной базе -- заброшенном складе, прозванном «Шато». В 2003 году группа заключила контракт с независимым лейблом Domino и выпустила мини-альбом «Darts of Pleasure». Вслед за этим последовал выход дебютного альбома «Franz Ferdinand», записанного в Швеции. Они покорили публику старомодным роком с бодрыми гитарными мелодиями, накрепко врезающимися в память. Группа собрала множество престижных наград и стала настоящим открытием в английской музыке начала века. Главный хит с первого альбома «Take Me Out» был выпущен отдельным синглом, на него был снят впечатляющий видеоклип в духе работ Терри Гиллиама. Достигнув звездного статуса в кратчайшие сроки, группа отправилась в гастрольное турне, побывав в том числе и в Москве.

Музыканты-дизайнеры«Фердинанды», как люди, тесно связанные с изобразительным искусством, всегда трепетно относились к дизайну своих работ. Главными источниками вдохновения для них одновременно стали гибкий, эклектичный дадаизм и лаконичный советский конструктивизм. У Александра Родченко, например, музыканты позаимствовали плакатный стиль оформления обложек своих дисков.

Второй альбом, «You Could Have It So Much Better», выпущенный в 2005 году, готовился более основательно в Глазго и Нью-Йорке, звучал богато и разнообразно, однако в глазах широкого круга поклонников не превзошел дебютную пластинку. Впрочем, отдельные шедевры вроде ритмичной «Do You Want To» или псевдобитловской «Eleanor Put Your Boots On» обеспечили альбому отличные продажи и вплотную приблизились по популярности к непотопляемому «Take Me Out».

От рока к попсе

В последнее время многие звезды заявили о желании меняться и попробовать себя в новых, более легких жанрах. Среди прочих были и Franz Ferdinand -- доказав своими выступлениями на множестве фестивалей и концертов, что являются настоящей рок-группой, они решили записать поп-альбом. Для этого артисты прибегли к услугам высококлассных профессионалов из британского продюсерского центра «Xenomania». Алекс Капранос в интервью буквально рассыпался в комплиментах главе центра Брайану Хиггинсу и его команде, хвалил их стиль работы и композиторское мастерство. Однако первые плоды сотрудничества пришлись музыкантам не по душе, и, деликатно намекнув, что поп-мастера слишком рьяно вмешиваются в творческий процесс, Franz Ferdinand устремились в свободное плавание.

Барабанщик Пол Томсон, чтобы сделать бит на будущей записи более модным и необычным, переслушал массу актуальной в нынешнем сезоне африканской музыки. Также возросла и роль баса как лидирующего инструмента. Любовь группы к русской культуре нисколько не угасла -- музыканты шутили, что едва ли не дрались за право взять пару аккордов на советском аналоговом синтезаторе «Поливокс» во время записи альбома. Не смогли они удержаться и от эксцентричного поступка -- таблоиды раздули целый скандал вокруг использования ими в ходе записи человеческих костей в качестве перкуссии. К странноватой затее с анатомическим пособием, более характерной для ранних, взбалмошных «фердинандов», публика отнеслась прохладно, если не сказать с подозрением.

Поход на танцы

Свой третий альбом «Tonight: Franz Ferdinand» шотландцы сравнили с вечерним походом на танцы, начинающимся с посиделок в баре, продолжающимся на дискотеке и завершающимся на мягких перинах дома. Порядок композиций на диске как нельзя лучше подходит под такую программу. Открывает его раскрученный «Ulysses», сумрачный поп-номер, с яростным шепотом Капраноса в куплетах и напористыми клавишными Маккарти вместо его же гитары.

Следом идет развязная, но четко выверенная «Turn It On». «No You Girls» и «Send Him Away» очень напоминают по стилю прежние песни Franz Ferdinand, отличаясь от них разве что нюансами аранжировки. Бодрые синтезаторные вставки в «Bite Hard» и «What She Came For» сделали их похожими на песни главных конкурентов Franz Ferdinand на поле танцевального рока -- группы Kaiser Chiefs. Основными поп-номерами диска стали роскошный «Can`t Stop Feeling», гладкий, скучноватый «Twilight Omens» и кислотный хит «Lucid Dreams», слегка смахивающие на старые песни коллег-американцев The Killers. Завершает пластинку тихая и изящная акустическая пьеса «Katherine Kiss Me».

Танцпол не покорился

Некоторые критики не без оснований упрекают артистов из Глазго, что в погоне за новым звуком они сделали свои песни слишком похожими друг на друга. Кроме того, очевидно, что настоящей смены стиля не произошло, а значит, творческий эксперимент группы не вполне удался. Но так ли нужно это было? Уже упомянутые The Killers, привыкнув, что их музыку называют танцевальной, недавно выпустили аутентичный поп-альбом «Day & Age» -- сияющий, прекрасный, но пустой. А Franz Ferdinand, поиграв в «покорителей танцполов», сохранили фирменный драйв и цепкие, узнаваемые мелодии, уместные и на радио, и на рок-концерте. Они показали, что по-прежнему остаются лучшими в своем роде. И кто знает, вдруг когда-нибудь слова «Франц Фердинанд», как пошутили сами музыканты, будут ассоциироваться прежде всего не с историческим персонажем, а с четверкой веселых шотландцев.

Полная версия