Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Берлинские филармоники прописались в Мадриде

Итогом зальцбургского Пасхального фестиваля стал мощный музыкальный союз. Благодаря ему маршруты европейских меломанов сместятся в сторону Мадрида.

В Зальцбурге закончился самый старый в Европе Пасхальный фестиваль. Он был основан Гербертом фон Караяном в 1967 году как австрийский филиал Байройта. Будучи на тот момент шефом Берлинского филармонического оркестра, Караян хотел вместе с немецкими музыкантами принести в родной город оперы Вагнера, чью музыку игнорировали на летнем Зальцбургском фестивале. Время для нового фестиваля он выбрал очень удачное, так как на пасхальную неделю у всех платежеспособных европейцев и американцев приходится законный отпуск, и они могут прилететь на родину Моцарта за дорогим культурным десертом. Репутации берлинского коллектива и личного авторитета маэстро хватило, чтобы проект осуществился. Фестиваль набрал обороты и заслужил статус элитарного события. После смерти Караяна в 1989 году фестиваль четыре года оставался бесхозным. Менялись его артистические директоры, которые не имели прямого отношения к руководству берлинскими филармониками. Когда с наследством Караяна разобрались, и был основан фонд его имени, новый берлинский шеф Клаудио Аббадо воцарился на Пасху и в Зальцбурге. С 2003 года обязанности «правителя» лежат на сэре Саймоне Рэттле.

При Рэттле фестиваль расцвел. Почти без проблем Зальцбург находит на десятидневные австрийские гастроли берлинцев бюджет в 200 тысяч евро, что в четыре раза превышает бюджет конкурента -- летнего фестиваля. Но стоимость уникального берлинского коллектива с его неповторимым звуком трудно оспаривать. Финансовые скандалы случаются в Зальцбурге ежегодно, что немудрено при таких колоссальных расходах, но что бы ни писали газеты о возможных срывах спектаклей или концертов, Пасхальный состоялся в этом году благополучно в 45-ый раз.

Программа постоянно видоизменяется. Из обязательного – одна опера, два концерта с Саймоном Рэттлом за пультом, и один концерт с приглашенным дирижером. В прошлом году позвали Мариса Янсонса. Он дирижировал «Реквиемом» Верди. В этом – венесуэльского дирижера-вундеркинда Густаво Дудамеля, который под рев зала, не заглядывая в партитуру, показал свое знание текста «Весны священной» Стравинского. Идея исполнения Вагнера, которая лежала в основе фестиваля при Караяне, всплывает и теперь время от времени, но в целом обращение к его музыке стало факультативным. Равно как и связь с пасхальной тематикой. Караян ее сторонился, Аббадо не замечал, а Рэттл иногда вспоминает, чтобы хоть изредка поиграть духовную музыку, как это случилось в прошлом году. В исполнении берлинцев прозвучали «Страсти по Матфею» Баха в постановке американского режиссера Питера Селларса. В этом году была «Саломея» Рихарда Штрауса, однако связь этой оперы с библией иначе чем святотатственной не назовешь. Но Рэттл не хотел кощунствовать. Дело совсем в другом.

Союз Мадрида и Зальцбурга

Рэттл, жизнь которого проходит в основном на концертных площадках, предпочитает сотрудничество с самыми авангардными режиссерами. По его просьбе в Зальцбург «вернулся» легендарный экс-интендант летнего фестиваля Жерар Мортье, который в настоящий момент трудится в Испании. С сезона 2010/2011 Мортье возглавляет мадридский театр «Реаль». Когда стало известно, что премьерой нынешнего Пасхального фестиваля будет «Саломея» в постановке норвежского режиссера-бунтаря Стефана Херхайма, имя третьего персонажа в новом триумвирате перестало быть тайной. Как только Рэттл задался вопросом, кто сможет адекватно и интересно поставить для него «Саломею», тут же возник Мортье и подкинул Рэттлу кандидатуру Херхайма, блеснувшего в Байройте в «Парсифалем». В апреле Мортье приезжал в Зальцбург поглядеть на спектакль, смиренно послушать филистерские «бу», от которых отвык после своего скандального директорства в Парижской опере, и подписать контракт о долгосрочном сотрудничестве Пасхального фестиваля и театра «Реаль». Все постановки, начиная с «Саломеи», будут сначала дважды играться в Зальцбурге, а через пару лет перейдут в собственность мадридского театра. Дирижер, оркестр, хор и солисты должны быть идентичными, то есть Рэттл с берлинскими филармониками обеспечили себе на пять лет вперед интересную работу в опере и уменьшили австрийцам расходы на свое содержание в Зальцбурге примерно на треть – эту часть денег внесут испанские спонсоры. А Мортье получил в свой нынешний оперный дом, числившийся среди захудалых, лучшую в мире команду. Уже известны планы совместных постановок на два следующих фестивальных сезона. В 2012 году хореограф Алетта Коллинс поставит «Кармен» для чешского меццо-сопрано и жены господина Рэттла Магдалены Кожены и тенора номер один в мире Йонаса Кауфманна. В 2013 году покажут «Парсифаля», кастинг которого определен, но пока держится в секрете от журналистов.

Новая приманка для меломанов

Сотрудничество с Зальцбургом и приглашение Берлинского филармонического оркестра в Мадрид на контрактной основе – только часть генерального плана Мортье по модернизации музыкальной жизни Испании. В следующем году в Мадриде будет на что посмотреть. Все, кого выбросили из Парижской оперы, как только закончился контракт Мортье, появятся в театре «Реаль». Кшиштоф Варликовский поставит некий гибрид «Коронации Поппеи» Монтеверди с «Поппеей» Филиппа Босманса, правда, композитор пока еще только сочиняет партитуру. В роли Поппеи выйдет Надя Михаэль – немецкая дива, которая запросто расправляется как с партиями сопрано, так и меццо-сопрано. За пульт Klangforum Wien, ведущего ансамбля в области новейшей музыки, встанет Сильвен Камбрелен, старинный друг Мортье и знаток музыки Босманса. Теодор Курентзис займется «Иолантой» Чайковского» вместе «Персефоной» Стравинского. Петер Селларс соединит эти оперы в единое действо. Георгий Цыпин оформит спектакль. Небезынтересной станет «Электра» с декорациями Ансельма Кифера, Семеном Бычковым за пультом и поединком Розалин Плоурайт (Клитемнестры) и Деборы Поласки (Электры). И еще будет много всего такого, что заставит театрала и меломана бронировать билеты на Мадрид, минуя Париж, Лондон и Вену.

Полная версия