Европейские хореографы спасают «Золотую маску»
Сочетание французского с нижегородским бывает весьма удачным. На «Золотой маске» показали спектакль «Мирлифлор» -- современный танец, поставленный бельгийским хореографом с костромскими танцовщиками.
Русский как иностранный
В этом году на «Золотой маске» в номинациях "современный танец" и "лучший хореограф современного танца" представлены пять и восемь работ, соответственно. Три работы сделаны по заказу проекта Intradance, что прошел летом 2010 года, когда европейских хореографов посылали в тот или иной российский город для создания совместной работы, а еще две -- в рамках прошедшего года Россия-Франция. Все номинированные хореографы, кроме Михаила Мессерера и Славы Самодурова, иностранцы. Получается, проект Intradance просто спас жюри -- практически каждая работа, представленная на фестивале, попала на «Маску». Спектакль «Мирлифлор» бельгийского хореографа Карин Понтьес претендует на награду и как лучший спектакль современного танца, и как работа хореографа. Понтьес выпало работать с костромским коллективом "Диалог данс".
Бельгийские кружева
Сегодня именно Бельгия является страной, где рождаются, яростно обсуждаются и трансформируются новые формы современного танца. Стажировок, проходящих в Бельгии каждую неделю, не счесть. Туда стекаются актеры, циркачи и танцовщики со всей Европы, бегающие по классам с раннего утра и до поздней ночи. Помимо творческих лабораторий, которые не должны представлять свои эксперименты публике, существует также множество студий, которые показывают спектакли каждый месяц.
Поэтому нет ничего удивительного, что работа Карин Понтьес с костромской труппой показалась экспертам «Маски» достойной и актуальной. На сцене -- четыре танцовщика, стол с красным поддоном (точно такие делает знаменитый Кристиан Лабутен) и больше ничего. Хореограф рассказывала, что ей было любопытно, смогут ли танцовщики уйти внутрь себя, выразив свои ощущения через импровизацию. Именно на основе их импровизационных этюдов она и собрала свою постановку. Две очень красивые девушки и два диаметрально противоположных по темпераменту юноши сосуществуют в этой работе парами, проживая различные микроситуации и микросостояния. От непонимания до обожания, от глупых выходок до укоряющих взглядов (спектакль нужно смотреть, не отвлекаясь ни на секунду, а то пропустишь какой-нибудь взгляд и потеряешь смысловую нить). В ход идут все подручные средства: русая красавица то завязывает свои локоны в узел, то делает из них шляпку; стол становится укрытием, из которого нельзя выйти, или местом, где можно присесть и надолго о чем-то задуматься. Название постановки можно перевести как "аромат тысячи цветов", что очень подходит к этой тонко сотканной работе.
Карин Понтьес создала свою бельгийскую компанию "Дама пика" (просится аналогия с «Пиковой дамой», но это всего лишь игра слов -- "Dame de pic") шестнадцать лет назад, и если посмотреть на список ее работ, то некоторая их часть была, как и «Мирлифлор», сделана на заказ. Так что хореография Понтьес пользуется спросом не только в России. В 2006 году ее работа "Holeulone" выиграла премию за лучшую хореографию франкоязычной части Бельгии.
Для европейских постановщиц характерны агрессивные, часто эпатажные спектакли, в которых редко находится место нежности и тишине, но у Карин Понтьес, по крайней мере на этот раз, получилось поговорить со зрителем и по-животному дико, и очень нежно, деликатно. Зная, что российская школа современного танца отнюдь не самая сильная в мире, видишь потрясающе обученных и подготовленных молодых танцовщиков и понимаешь, что проблески надежды у нас все-таки есть. Так что проблема кроется не в школе и не в общем уровне подготовки танцовщиков -- поехать поучиться или пройти стаж за границей стало довольно просто. Самая большая проблема -- это именно хореограф. На примере Карин Понтьес видно, что российские танцовщики могут справиться с любой задачей, дело лишь за правильным руководством. Остается надеяться, что на последующих «Масках» работы такого же уровня будут представлены и отечественными хореографами.