Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Дружелюбные Электроники со штрих-кодом на рукаве

Русский рок для нежных хипстерских сердец. Эйсид-джаз и даунтемпо не хотят быть фоном. Краденый трип-хоп возвращается хозяевам. Infox.ru рассказывает о самых интересных релизах молодых российских электронщиков.

Русский рок для модников

Роман Литвинов, он же Mujuice, хотя и молод, но известен нашим меломанам довольно давно. Следуя не столько моде, сколько собственному вкусу и настроению, он уже несколько раз менял векторы в творчестве. Пять лет назад он играл застенчивый IDM и техно, с 2009 года участвует в мощном и громком рейв-проекте Cut2Kill. А сейчас Муджус в один миг стал самым обсуждаемым в отечественном интернете музыкантом. Причиной стал его альбом «Downshifting», который, едва родившись, заслужил статус знаковой пластинки десятилетия и лучшего микса русского рока и хипстерской электроники.

Сам Муджус говорит, что хотел сделать рок-альбом, который смог бы заткнуть идейную и стилистическую брешь между музыкой 80-90-х годов и тем, что модно сейчас (правда, много лет назад, опережая время, эту операцию уже проделала группа «Оберманекен»). Иначе говоря, сочинить на компьютере песни, которые можно петь под гитару. И кое-где у него это действительно получилось.

С одной стороны, «Downshifting» выглядит как срез души столичного хипстера и раздражающе точная характеристика всего поколения двадцатилетних. Глуповатая манерность и пижонство, мода на смерть и намеки на богатый наркотический опыт – любая из этих черт может заслуженно стать поводом для критики. Но из-под всей этой мишуры проглядывают образы чего-то большего и общего для всех молодых: одиночества, неуверенности или, наоборот, родства душ («Милый друг»). Музыкальные аргументы тоже делятся надвое. За русский рок говорят афористичные тексты, глухой, монотонный вокал, откровенно копирующий Цоя, и нетерпеливый ритм сердца-барабана, требующего перемен («Обещания»). За модников – прыгающий восьмибитный ритм и изобретательные звучки из синтезаторных недр.

«Downshifting» вряд ли впишется в общий ряд великих русских альбомов от «Группы крови» «Кино» до «Морской» «Мумий Тролля» (а именно в такой контекст часто помещают новую пластинку музыкальные обозреватели). Этого не будет хотя бы потому, что через полгода-год обязательно появится что-то лучшее, более свежее и впечатляющее. Вполне вероятно, что сделает этот тот же Рома «Mujuice».

Гуманные песни Xuman

Другого заметного деятеля модной столичной среды зовут Александр Хьюман. В начале 2000-х годов он сделал за рубежом успешную карьеру: был ди-джеем, продюсировал хаус-пластинки и вращался в музыкальных кругах. А потом электронщик променял Ибицу и США на подмосковную деревню Орлово и переключился, как он сам говорит, с клубной «пуцки» и «тупки» на более интересные жанры. Сегодня он – лидер группы Xuman и хозяин одноименного лейбла, занимающегося продвижением близкой по духу и звуку молодежи.

Всю работу Александр строит вокруг идеи, согласно которой музыка должна быть «listener-friendly», то есть «дружелюбной к слушателю». Со своей аудиторией Xuman завязывает дружбу при помощи наилегчайших стилей. За образец при этом берутся изысканное диско и электро в духе Cut Copy и Röyksopp, мечтательный рок датчан Mew и другие комфортные звуки с Запада. Никуда не деться и от параллелей с конкурентами по местной сцене Tesla Boy.

В целом альбом «Golden Age» звучит как ветреная и романтичная, умеренно танцевальная поп-музыка без национальных примет и слабостей. Тоненькие синтезаторы уживаются с гитарами, извивается живой фанковый бас, андрогинный фальцет выводит рулады на английском без всякого намека на акцент. Если не искать в этом каких-то глубоких идей, то для нежного меломанского сердца будет вполне достаточно. Особенно если вы считаете, что российской музыке следует звучать не по-русски.

«Длинная рука» электронного джаза

Третий герой нашего рассказа – Георгий Котунов, также известный как Long Arm. Родился в Оренбурге, учился в музыкальной школе по классу фортепиано и, прежде чем обзавелся диджейской вертушкой, упоенно собирал старые грампластинки и проигрыватели. От тоже уже пригодился за рубежом: немецкий лейбл Project Mooncircle оценил его трек «After 4AM» и помог выпустить на виниле дебютный альбом «The Branches».

В первой же крупной работе Георгий «Долгорукий» показал себя настоящим мастером. Порезанные на кусочки эйсид-джаз, вальяжный свинг и хип-хоп он сумел соединить так гладко, что они стали живой волной, обволакивающей слушателя. Треки Long Arm не желают становиться фоном, а забирают все внимание, мягко трогают то духовыми, то шуршащим битом, то всплесками клавишных. И названия у них подходящие – про энергию дождя, идеальное утро и влюбленный контрабас.

Музыка, которую почти украли

В сообществе российских электронщиков бывают и свои скандалы. Один из них случился совсем недавно, в феврале. На одном из солидных лейблов вышел альбом некоего артиста Mzai под названием «Marionette». Сильная запись привлекла к себе внимание и получила немало положительных отзывов. Но затем выяснилось, что загадочный Мзай воспользовался чужим трудом. Настоящими авторами оказались музыканты Escome и Flyfoxmusic – московские студенты Савва Болдырев и Мария Чиркова. В ожидании западного релиза дуэт выкладывал свои песни в интернете, чем и воспользовался их нечистый на руку коллега. Но нет худа без добра: благодаря Мзаю (или Мзайке – пол и личность плагиатора толком не выяснили) у нас есть повод поближе познакомиться с настоящими талантами.

Родной стихией для Escome & Flyfoxmusic является мрачноватый, но не лишенный светлых красок трип-хоп. В его электронные декорации, как в клетку, замкнут грустный девичий вокал. Песни-треки напоминают невеселый монолог девушки-подростка, поверяющей свои тайны не дневнику, а пианино. На словах звучит пошловато, но в действительности – вполне тонко и трогательно. Там, где авторы сотрудничают на равных, отчетливее проступают их общие плюсы: сдержанный вкус и чуткость к хорошим мелодиям.

Вопрос с Mzai сегодня окончательно решен, и Савва с Марией могут больше не опасаться за судьбу своей пока не изданной музыки. А мы будем ждать их полноценный альбом, который обещает быть лучше утраченного.

Полная версия