Госпремия не готова к «Войне»
Размолвкой между оргкомитетом и экспертным советом премии «Инновация» открылась в госцентре современного искусства (ГЦСИ) выставка номинантов на госпремию в области современного искусства -- и все из-за скандальной группы «Война». Видимо, война уже перекинулась на саму премиальную институцию.
«Инновация» в плену у новаторов
В определенном смысле скандальная ситуация с группой «Война» для «Инновации» - успех. Ведь как-никак она оправдывает заложенное в самом ее названии устремление ко всему новому и даже новейшему. А получается, что новей и оригинальнее фаллоса, нарисованного эпатажной группой прошлым летом на Литейном мосту, нету. Некоторые арт-критики, затрудняясь определить этот наиновейший вид искусства, надели на него такие «терминологические» оболочки, как шедевр стрит-арта, перформанса, медиа-арта (поскольку картинка ушла в интернет) и даже кинетизма (ведь орган поднимался вместе с разводным мостом). Впрочем, вполне возможно, что придумали все эти определения для того, чтобы предохранить молодых людей от грядущего судебного акта.
Скандал, как известно по прецедентам, для премии тоже вроде бы в масть. И тут госпремия, получается, догнала и даже перегнала конкурирующую частную премию «Кандинского», которая три года назад прогремела скандалом с присуждением гран-при Алексею Беляеву-Гинтовту, вообще-то художнику-ремесленнику, интеллектуально девственному, но отчего-то обвиненному артистической общественностью в национализме дугинского толка. На «Кандинском» буча произошла в последний момент – при вручении. В случае же нынешней «Инновации» можно говорить уже о хронике объявленного скандала.
«Безобразие! Война на пороге, а мы не готовы к войне», - как разразился герцог в известном фильме про Мюнхгаузена. Золотые слова, ведь, если вспомнить историю, мы вообще никогда, ни в какие годы не были готовы ни к какой войне. А уж в области художественной, да еще и современной, надо думать, и подавно. Вспомнить хотя бы блиц-перформанс Авдея Тер-Оганьяна с рубкой икон-олеографий в Манеже. Были готовы? Не были.
Как у нас чаще всего относились к началу войны? Делали вид, что ничего такого нет, вроде как все это противу правил, а потому и быть этого не может. Притом что акция группы «Война» с самого начала фигурировала в перечне претендентов на премию, составленном экспертным советом, оргкомитет как-то вдруг постановил похерить ее в этом списке. На том основании, что свое намерение участвовать в конкурсе акционисты не подтвердили письменно. Для многих участников и наблюдателей премии это решение стало настоящей новацией. Поговаривали, что директива спустилась из самого «генштаба», то бишь из министерства культуры, которое является вместе с ГЦСИ соучредителем «Инновации». Однако в «верхах» никто в этом не признается. Так или иначе началось позиционное сражение: возмутилась часть художественной общественности, в том числе, и некоторые нынешние номинанты, решившие шантажировать оргкомитет самоотводами. Плюс к этому дыму напустила и сама «Война», участники которой не говорили ни «да» ни «нет», заняв некую нейтральную позицию, с которой удобно совершать провокационные вылазки. Почти по «тактике» товарища Троцкого, заявившего в разгар переговоров с немцами: «Ни мира, ни войны!»
В итоге, «Войну», казалось бы, оставили с миром, то есть сохранили за ней место в списке номинантов при всей неординарности ее «самопозиционирования». Как вдруг (опять это «вдруг») на пресс-конференции в ГЦСИ, предварявшей открытие выставки номинантов, из оргкомитета в экспертный совет было передано письмо с предложением пересмотреть вопрос о присутствии «Войны» в списке, на то время превратившемся уже в шорт-лист. Еще одна новация и еще один виток конфликта, разгоревшегося в виде перепалки теперь уже между членами оргкомитета и экспертами.
Новобранцы обходят ветеранов
Судя же по самой выставке в ГЦСИ, у «Войны» конкурентов нет. Притом, что их vis-à-vis -- вполне состоявшиеся художники, и они ничего особо примечательного на этот раз не предъявили. Игры в нанотехнологии с «магнитной жидкостью» от группы «Куда бегут собаки», с изображением 3D от «Синего супа» - примеры офисного дизайна для Сколково. Там их когда-нибудь и можно будет премировать. Вольер с разноцветной пластилиновой массой от Ирины Кориной – из того же ряда. Переформатированные видеозаписи группы «Коллективные действия» 1970-90-х гг от Андрея Монастырского («Коридор КД») заслужили бы внимания, но в ветеранской номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». Так что на фоне привычного, но уже усталого профессионализма озорство самостийных штурмовиков Литейного моста выглядит достаточно бодро. Планка понижена, а потому взять ее молодым и активным будет нетрудно.
Если к тому же учесть, что и «Синий суп», и Корина, и Монастырский уже были лауреатами «Инновации» в прошлые годы (правда, в разных номинациях), то шансы их невелики. Если они все же станут лауреатами во второй раз, то это будет действительно нечто до странности инновационное.
Выбор жюри, состоящего в основном из кураторов, «бойцовых актуалистов» (Андрея Ерофеева, Екатерины Деготь, Питера Вайбеля и др), как можно предположить, склонится в сторону арт-активизма, так что «Войны», видимо, не избежать.
Будет весьма любопытно посмотреть на церемонию вручения «Инновации» (она произойдет 7 апреля в ЦСИ «Гараж»). Не столько на шоу, которое обещает режиссер Михаил Ефремов, сколько на фигуру того несчастного приглашенного VIP`а, которому для вручения главной премии вкупе с денежным чеком придется искать глазами некоего «поручика Киже». Иначе говоря, тех самых отказывающихся от сотрудничества с «Инновацией» участников «Войны». Ведь и их акция до сих пор сопровождается в шорт-листе аннотацией: «Список имен авторов неизвестен. Часть авторов – анонимна».
P. S.
Похоже, что ситуация сложилась такая, как «рыба» в домино: хода уже не сделать, и каждому приходится считать свои очки. ГЦСИ уже в заметном моральном проигрыше, а если премию не вручат, то у арт-институции будут серьезные проблемы с главным соорганизатором «Инновации». Дабы в будущем избежать таких двусмысленных положений, решимся посоветовать ей обзавестись еще одной, восьмой, номинацией – «Провокация». Премия в ней будет безденежной, а вручение анонимным. Участникам же «Войны» хотелось бы посоветовать круто изменить тактику (это им не привыкать) и принять премию, коли присудят. Поскольку ожидается суд, это им может пригодиться. Ведь по старой советской традиции лауреаты государственных премий, также как и члены Партии, неподсудны. Таким образом и судебные заседатели в свою очередь окажутся в двусмысленном положении, а акция «Войны» продлится как телесериал.