Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Елена Баранова: роль профсоюзов в американской киноиндустрии

Зачем все работники Голливуда вступают в профсоюз, как получить двойную зарплату и сколько должен отдыхать Спилберг? Infоx.ru представляет проект «Киношкола»: Hollywood.

«Практически у всех профессий есть профсоюзы -- даже у работников второго звена, что называется. Можно работать в кино и не быть членом профсоюза, но это значит, что вы всегда будете работать на малобюджетных картинах.

Мы все-таки федерация, и штаты имеют очень большую власть над законодательством. Калифорния, например, -- профсоюзный штат. А Луизиана -- нет, это «штат с правом на работу», там нет профсоюзов, во всяком случае, киношных. И там можно работать на большой картине, не будучи членом профсоюза. Но если вы сценарист, ведущий оператор, художник-постановщик или художник по костюмам, актер, режиссер – вы принадлежите профсоюзу или гильдии вашей профессии. Все эти гильдии в США собраны под общий зонт большого-большого профсоюза работников театральных и киноискусств. И все договоренности с продюсерами и со студиями, контракты его членов обсуждаются гильдиями отдельно, и еще и общим, большим профсоюзом.Если вы не являетесь членом профсоюза, то не можете работать на «профсоюзных» картинах. То есть, в основной массе, на более или менее бюджетных картинах.

Пути входа в профсоюз очень разные. Актерам нужно отсняться в энном количестве "профсоюзных» картин или рекламе -- после этого они получают квиточки, которые все собирают вместе. Когда набрано определенное количество часов, они уже могут вступить в профсоюз, и со следующей работы обязаны в него вступать.

Членам профсоюза платят более высокие гонорары, и им не могут платить меньше определенной суммы. Зачастую платят намного больше, чем минимальная ставка профсоюза -- это зависит от вашего контракта, вашего агента. Но устанавливается не только сумма гонорара, но и условия работы. Например, количество часов, которые вы будете работать. Если вы гример, скажем, и получаете 30 долларов в час, например, то если на два часа больше, чем ваш 10-часовой рабочий день вас задержали, то эти 2 часа вы будете получать по 45 долларов. А после 14 часов вам уже платят «двойное время» -- то есть 60 долларов. Если вас не накормили в 12 дня или после 6 часов с начала работы, на час или два отодвинули время обеда, то продюсеры вам должны заплатить определенный штраф. Существуют такие вещи, как «12 часов отдыха», именно столько должно пройти от момента, когда группу распустили, до времени на вызывном листе на следующий день. Если время вызова подвинули, потому что свет уходит или по какой-то другой причине, -- тоже обычно платят дополнительные штрафные. Есть очень много вещей в профсоюзе.

Представители творческих профессий -- режиссеры, писатели, актеры и даже второй режиссерский состав: первый ассистент режиссера, второй режиссер, все состоят в гильдии. И эта гильдия договорилась в свое время, что у ее членов будут авторские. То бишь, они могут договориться о своих кусках контракта с продюсерами дополнительно, но есть базовое соглашение, которое никто не может нарушить. Они должны получить авторские от проката. Эти авторские отслеживаются специальными компаниями и переводятся на счет профсоюза. Он следит, чтобы они были выплачены.

Авторские зависят от проката. Например, почти 20 лет назад, я тогда просто тренировала актеров, нужно было записать голос, который в наушнике слышит один из героев. Что-то случилось во время монтажа. И этот звук должен быть с русским акцентом. У них был выбор, или объявлять кастинг и искать актрису, или попросить меня, которая уже стояла в студии, все равно работала с актерами, не могу ли я записать 10 строчек диалога. Который еще и слышно не будет. В связи с этим меня вынуждены были вписать в профсоюз САГ, потому что я выполняла работу саговского актера. Они смогли доказать, что лучше меня этого никто не сделает, в результате я получила свою саговскую -- то есть актерского профсоюза -- книжку, и до сих пор получаю малюсенький чек. Но каждый год, исправно, от разных студий: от Диснея за прокат на телевидении, кому-то другому были проданы права на спутниковое телевидение, от них тоже приходит чек. Это очень смешно, конечно, этого даже на зажигалку не хватит. Но это я к тому, что у артиста , который отснялся в роли, отчисления довольно большие. Есть актеры -- не звезды вроде бы, но регулярно снимаются в характерных ролях. Они очень хорошо зарабатывают, потому что у них есть вот эти авторские, которые постоянно продолжают им приходить – им нет конца, они пожизненные. То же самое с режиссерами, и с писателями.

Люди некоторые приезжают сюда и думают: вот я сейчас вступлю в профсоюз, у меня будет работа. Нет, совсем не обязательно. 90 процентов актеров, состоящих в актерском профсоюзе, не работают, если не больше. Даже если и работают иногда, то не могут содержать себя на ту работу актерскую, которую они выполняют в течение года. То есть они недостаточно даже вырабатывают часов, что бы получать медицинскую страховку и пенсионные отчисления.

Когда продюсер нанимает члена профсоюза, например актера, то он обязан заплатить не только ему его гонорар, но и отчислить соответствующий процент в пенсионный и медицинский фонд этого актера. Из чего потом коллективно профсоюз покупает медицинскую страховку и пенсионный план. И актер имеет бесплатную медстраховку и пенсионный план, который каждый год растет, когда он выйдет на пенсию, он сможет им пользоваться. Пенсионные отчисления потерять невозможно. Но чтобы не потерять отчисления медицинские, надо отработать определенное количество часов в год. А если в каком-то году ты не отработал – значит, на этот год ты покупаешь ее сам».

Полная версия