Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Место искусства - на свалке

На экраны выходит «Свалка» -- документальный фильм о творчестве знаменитого художника Вика Муниса. Получилась немного наивная, но достойная попытка показать современное искусство с лучшей стороны.

Американец бразильского происхождения Вик Мунис -- один из самых популярных сегодня художников в мире. Он придумал отличную идею и удачно эксплуатирует ее многие годы. Как правило, Мунис берет за основу известное произведение искусства или портрет какой-нибудь звезды или простого, но интересного человека и делает свою версию из того, что попадается под руку. Попадаются иногда материалы не самые доступные. Скажем, Брижит Бардо он выложил из бриллиантов, а Владимира Маяковского -- из черной икры. Самые знаменитые его творения: «Двойная Мона Лиза», исполненная из джема и арахисового масла; голова «Медузы Маринары», сложившаяся на тарелке с размазанным кетчупом из недоеденных спагетти. Получается остроумно, понятно на любом уровне и при этом за очевидным хулиганством отчетливо слышатся серьезные соображения.

Одна из первых серий, после которой Мунис обратил на себя внимание, называлась «Сахарные дети», портреты детей, чьи родители работают на плантациях тростника. Невозможно счастливые ребячьи мордашки были «написаны» сахаром. «Я тогда подумал, почему лица их родителей не выглядят такими счастливыми. И понял, что когда заканчивается детство, из жизни уходит сахар. Вот почему выбрал этот материал», -- объяснял художник. Уже даже по этой истории понятно, что и сам Вик Мунис -- человек редкого обаяния, веселого нрава и, можно сказать, доброты. Хотя, эпитет «добрый» обычно обижает современного художника.

Одним словом, нет повода сомневаться, что, когда Мунис решился на мусорный проект, он искренне хотел помочь людям, которые оказались на самом дне. Жардим-Гармашо -- самая большая в мире свалка мусора. Она находится под Рио-де-Жанейро. Каждые день десятки «катадорес» -- женщин, мужчин и детей в ярко-желтых одеждах приходят туда, чтобы отбирать из кучи отходов то, что годится для переработки. За это им платят немного денег. К тому же, на свалке можно бесплатно добыть все, что нужно для жизни – есть вполне пригодные для еды продукты, одежда, шампунь, книги.

Мунис придумал, что он сделает портреты этих людей из мусора и продаст за большие деньги. «Вы знаете, почему-то меня хорошо покупают», -- объясняет он будущим героям свой замысел. А на вырученные средства он собирался изменить жизнь обитателей свалки к лучшему, насколько это вообще возможно. Вместе с художником на помойку отправился помощник и документалисты, которые снимали весь процесс с комментариями художника. Так и сложился фильм «Свалка».

В нем есть две равноценно важные линии: одна из них -- история людей, которые оказались на самом дне. Другая – попытка модного художника объяснить свое искусство, очеловечить его, заставить служить людям. И то и другое было бы совершенно невыносимо, если бы не два обстоятельства. Во-первых, обитатели свалки -- невероятно красивые, сильные и жизнеутверждающие товарищи. С высоты птичьего полета люди, копошащиеся на гигантской помойке, выглядят ужасно. Режиссер Люси Уокер сравнивает их с муравьями, но на самом деле они больше похожи на червяков. При ближайшем рассмотрении оказывается, что «всюду жизнь», как бы банально это ни звучало. На свалку людей привела большая нужда или трагедия, но они как-то научились любить свою работу и даже гордиться ею. Понятно, что для проекта выбраны были самые лучшие, но все равно смотреть на них -- больше удовольствие, даже без всяких поправок на нечеловеческие условия существования. Такой удивительный бразильский генотип.

Будь на месте Муниса какой-то другой художник, все это выглядело бы либо невыносимо наивно, либо как циничный пиар, эксплуатирующий чужие страдания. Но Мунис сказал важную фразу: «На их месте мог бы оказаться и я, сложись моя судьба немного по-другому». Вик Мунис вырос в бедной бразильской семье. Работал грузчиком и даже мусорщиком и не видел шансов все изменить. Но однажды он стал свидетелем драки на обочине, ввязался, получил пулю в бедро. «К счастью, -- рассказывает Мунис, -- стрелявший был богат и заплатил мне немного денег. Так я стал художником».

«Свалка» появилась в мировом прокате примерно в тоже время, что и «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси. Оба фильма покорили фестивали, вместе номинировались на «Оскар». На первый взгляд, эти два персонажа представляются полярными -- открытый, публичный Мунис, который всегда на виду, перед камерами, с народом, и таинственный мистификатор Бэнкси в обезьяньей маске и капюшоне, рисующий свои граффити по ночам. Но их многое объединяет. Оба художника находятся в данный момент на самом пике славы, их работы покупают за невероятные деньги, их имена символизируют современное искусство. При этом, будучи людьми, очевидно, умными, они сами пытаются разобраться, почему так произошло. А когда талантливый художник исследует природу творчества и суть художественного процесса, результат получается особенно ценный.

Полная версия